​Политик года-2018

Владимир ПУТИН, Президент России

2017‑й. Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ.
2016‑й. Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель Председателя Правительства РФ.
2015‑й. Наталья ТРЕТЬЯК, первый заместитель министра образования и науки РФ.

«У Владимира Путина были соперники по номинации, но конкурентов не было. По итогам опроса экспертов президент набрал больше голосов, чем десять других политиков, вместе взятых» - так мы писали в 52‑м выпуске «УГ» за 2005 год - год создания приоритетного национального проекта «Образование», который предусматривал ежегодную выплату премий для 10 тысяч лучших учителей и грантов для инновационных школ. Сейчас нам остается повторить сделанный тогда вывод: «Пожалуй, по масштабу образовательных инициатив глава государства и в самом деле оставил всех политиков далеко позади».
Еще в феврале 2018 года в ходе встречи с участниками Всероссийского форума «Наставник» Владимир Путин предложил запустить проект по ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» с ежегодным финансированием в объеме 1 млрд рублей. А после выборов появился новый майский указ президента, который уже не менее знаменит, чем указы 2012 года. Напомним, что в нем Владимир Путин не только поручил правительству разработать национальный проект в сфере образования, который за шесть лет должен обеспечить вхождение России в первую десятку стран по качеству школьного образования, но и поставил задачи, которые при этом необходимо решить. Среди них - внедрение новых методов обучения и воспитания школьников; формирование эффективной системы выявления и развития талантов у детей и молодежи; создание современной и безопасной цифровой образовательной среды; внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей; модернизация профессионального образования, формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и навыков; создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов; увеличение не менее чем в два раза количества иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. Также в указе поставлена задача по достижению 100%-ной доступности к 2021 году дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, которая будет решаться в рамках национального проекта «Демография».
На вопрос по поводу целесообразности национальных проектов и реальности их выполнения, прозвучавший 20 декабря на большой пресс-конференции президента, Владимир Путин ответил так: «Если не ставить амбициозных целей, не будет достигнуто вообще никаких. Поэтому я очень рассчитываю на консолидированную, хорошую работу, слаженную работу как федерального центра, так и регионов».

Человек года-2018

Алихан ДИНАЕВ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018

2017‑й. Илья ДЕМАКОВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017.
2016‑й. Маргарита РУСЕЦКАЯ, ректор Государственного института русского языка им. А.С.Пушкин.
2015‑й. Иван ЯЩЕНКО, исполнительный директор Московского института непрерывного математического образования; Анна НЕРКАГИ, ненецкая писательница, основатель кочевой этнографической школы на Ямале.

Победитель конкурса «Учитель года России»-2018 Алихан Динаев когда-то не представлял, что придет работать в школу. Окончил Северо-Западную академию государственной службы, пять лет трудился в вузе на кафедре политологии и социологии, затем на кафедре философии Грозненского государственного нефтяного технического университета имени академика М.Д.Миллионщикова. Стал успешным тележурналистом, даже вел свою программу на телеканале «Грозный». Начал писать статьи для бумажных и сетевых изданий. Но все-таки зашел в класс грозненской математической школы №1 имени Х.И.Ибрагимова в качестве учителя непростого предмета «Обществознание» и понял, что это его призвание. А раз так, логичное продолжение пути - участие в конкурсе «Учитель года России», общение с талантливыми коллегами со всей России. Вся Чеченская Республика радовалась победе Алихана Мавладиевича! Впереди новые победы, семинары, слеты, мастер-классы и лекции, книги и учебники, а также первое пособие Алихана Динаева для подготовки к ЕГЭ, революционное по форме и полезное по содержанию, к тому же протестированное в Сети школьниками со всей России.

Событие года-2018

Разделение Министерства образования и науки РФ на два ведомства

2017‑й. Победа сборной России на мировом чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills-2017; успехи российских школьников в международных исследованиях качества образования.
2016‑й. Назначение Ольги Васильевой министром образования и науки РФ; победа сборной России на европейском чемпионате по профессиональному мастерству EuroSkills-2016.
2015‑й. Введение всероссийских проверочных работ.

В любой отрасли реформа головного ведомства неизменно вызывает как надежды, так и опасения. Неудивительно, что разделение Министерства образования и науки РФ, сумевшего продержаться 14 лет, наши эксперты назвали главным событием года. За политику в сфере общего образования, воспитания и систему СПО теперь отвечает Министерство просвещения РФ во главе с Ольгой Васильевой. За вузы и научные учреждения - Министерство науки и высшего образования РФ во главе с Михаилом Котюковым. А Рособрнадзор и Росмолодежь напрямую подчиняются правительству.
Слияние и разделение образовательных ведомств в истории страны происходили неоднократно. Как же восприняло педагогическое сообщество нынешнюю реформу? Многие считают ее оправданной и справедливой, полагая, что она обусловлена масштабными задачами, поставленными в майском указе президента: каждое из министерств будет обеспечивать прорыв по своему направлению.
Вместе с тем эксперты указывают на риски и вопросы, связанные с реформой. Среди них - водораздел в сфере профессионального и дополнительного образования, молодежной политики, судьба педагогических вузов. Очевидно, что решение этих вопросов, как и успешная реализация национального проекта в сфере образования, в немалой степени будет зависеть от того, насколько эффективно два министерства выстроят свое взаимодействие.
Какие надежды оправдаются, какие опасения сбудутся, будет ли в принципе толк от этой реформы - покажет время.

Скандал года-2018

Дополнительная экспертиза Федерального перечня учебников

2017‑й. Обвинение выпускницы из Республики Адыгея в незаслуженном получении медали.
2016‑й. Разоблачение педагога-педофила в 57‑й школе Москвы; выступление Дмитрия Медведева на Всероссийском молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме»; письмо РАО о курсе «Православная культура».
2015‑й. Попытка перенести традиционную дату начала учебного года; прекращение деятельности фонда «Династия».

В начале года Научно-методический совет по учебникам при Министерстве образования и науки принял решение направить на дополнительную экспертизу издания, входящие в Федеральный перечень учебников. Около 300 экспертов (заслуженных учителей, научных сотрудников, лауреатов педагогических конкурсов, сертифицированных экспертов РАО) детально проработали весь список. Каждое издание инспектировали как минимум три эксперта, уделяя особое внимание актуальности материала, наличию в учебниках ошибок, опечаток, неточностей. В результате был забракован фактически каждый третий учебник.
Напомним, что в 2004 году Федеральный перечень учебников включал в себя порядка трех тысяч наименований, в 2014 году его урезали практически вдвое, до 1505, а затем - до 1370. И вот теперь в нем осталось всего 863 позиции.
Данная тенденция вызывает тревогу у многих известных педагогов страны. Так, по словам академика РАО Александра Асмолова, это является «серьезнейшим нарушением конституционного права каждого человека на выбор качественного образования, потому что оно обеспечивается именно за счет вариативности образования, свободного выбора учителем и учеником учебников, программ, материалов, которые наиболее точно отражают персонализацию как ведущий тренд сегодняшнего образования».
Видят в этом явную опасность и издатели педагогической литературы. В частности, по словам президента корпорации «Российский учебник» Олега Новикова, результатом дополнительной экспертизы станет монополизация отдельных предметов, что создает определенные преференции для некоторых издательств, особо приближенных к Министерству просвещения.

Проект года-2018

Национальный проект «Образование»

2017‑й. Московская электронная школа.
2016‑й. Первый Всероссийский конкурс «Успешная школа»; первый чемпионат региональных учительских клубов (ЧЕРУК-2016).
2015‑й. Российская электронная школа; проект повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов среди мировых научно-образовательных центров «5‑100».

Новый национальный проект, по сути, только сформирован, его доработка продолжалась и в декабре, однако амбициозная цель, поставленная президентом, - обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и войти в 2024 году в десятку ведущих стран мира по качеству школьного образования - уже вдохновила многих.
Для достижения этих целей в нацпроекте объединены многие инициативы и программы, ранее запущенные в сфере образования. Так, например, в рамках федерального проекта «Современная школа» продолжатся строительство и реконструкция школ, обновление содержания и методик обучения. В рамках проекта «Учитель будущего» - создание национальной системы профессионального роста педагогов.
Проект «Молодые профессионалы» продолжает курс на модернизацию профессионального образования, развитие чемпионатного движения WorldSkills, продвижение российских вузов в международных рейтингах, создание и поддержку опорных вузов в регионах.
В рамках проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в регионах будут создаваться центры психолого-педагогической помощи родителям.
Проект «Успех каждого ребенка» предусматривает расширение сети детских технопарков «Кванториум», создание центров для одаренных детей по модели «Сириус», развитие олимпиадного движения, а также реализацию проекта «Билет в будущее» по ранней профессиональной ориентации школьников.
Всего в рамках нацпроекта запланирована реализация 10 федеральных проектов, которые затрагивают вопросы развития школьного, среднего профессионального и высшего образования, выявления и поддержки талантов детей и молодежи, создания цифровой образовательной среды, а также волонтерства и непрерывного образования взрослого населения.

Наши эксперты

Лауреаты и победители профессиональных конкурсов
Алихан ДИНАЕВ, учитель обществознания и права математической гимназии №1 Грозного, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики средней школы №1 имени В.П.Леонова ст. Зеленчукской Карачаево-Черкесской Республики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018
Сергей ЛЕБЕДЕВ, учитель физической культуры школы №156 им. Б.И.Рябцева Нижнего Новгорода, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018
Анастасия ЛЯХОВЕЦ, учитель английского языка средней школы №10 города Ессентуки Ставропольского края, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018
Григорий НАЗАРОВ, учитель истории и обществознания гимназии №9 города Химки Московской области, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018
Эмма САФИУЛЛИНА, учитель английского языка гимназии №39 города Уфы Республики Башкортостан, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018
Марина ПРОХОРОВА, учитель информатики и ИКТ лицея №9 Новосибирска, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018
Виктория СТАФЕЙКОВА, учитель начальных классов Толвуйской средней школы Республики Карелия, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018
Анастасия ШЛЕМКО, воспитатель детского сада №52 «Котенок» города Химки Московской области, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2018
Татьяна БЕЛЯЕВА, воспитатель центра развития ребенка - детского сада №14 города Колпашево Томской области, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2018
Ильмира ГУДОВА, воспитатель детского сада №44 комбинированного вида города Новосибирска, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2018
Василиса ПРУДНИКОВА, воспитатель детского сада №18 Приморского района Санкт-Петербурга, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2018

Управленцы
Александр МОРОЗОВ, министр образования Республики Карелия
Сергей ТАРАСОВ, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
Татьяна БАЛАБАНОВА, ректор Белгородского института развития образования
Николай БАРМИН, ректор Нижегородского института развития образования
Галина ШЕШЕРИНА, ректор Тамбовского института повышения квалификации работников образования

Профсоюзные лидеры
Александр ТОРОПОВ, председатель Архангельской межрегиональной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Юрий АБДУЛЛАЕВ, председатель Алтайской краевой организации профсоюза
Дмитрий ЗАВЕРТАННЫЙ, председатель Совета молодых педагогов при ЦС профсоюза
Анжела БАЛОГ, специалист Кировской областной организации профсоюза, член Совета молодых педагогов Кировской области
Анна ВОЛОДИНА, учитель русского языка и литературы Перовской школы-гимназии Симферополя, председатель Совета молодых педагогов Республики Крым
Елена КОРЗИКОВА, воспитатель средней школы №17 Смоленска, председатель Совета молодых педагогов Смоленской области
Леонид КУЛИК, заместитель директора, учитель истории СОШ №5 Шелеховского района Иркутской области, председатель Совета молодых педагогов Иркутской области
Гаджи МАГОМЕДОВ, учитель географии Акнадинской СОШ Кизилюртовского района, заместитель председателя Совета молодых педагогов Республики Дагестан
Артур МАНГАСАРОВ, учитель физической культуры школы №2098 Москвы, член Совета молодых педагогов Москвы
Ольга МАРТЫНЕНКО, учитель химии СОШ №6 Ульяновска, председатель Клуба молодых педагогов Ульяновской области
Иван КАЙНОВ, председатель Совета молодых педагогов Санкт-Петербурга, главный специалист территориальной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области, председатель клуба «Наставник» при Общероссийском профсоюзе образования
Мария ВИКУЛОВА, председатель Совета молодых педагогов Рязанской области, заведующая отделом детского технопарка «Кванториум «Дружба», член клуба «Наставник»
Владислав ЯКОВОЛЕВ, председатель Совета молодых педагогов при Астраханской областной организации профсоюза, специалист по работе с молодежью и студентами областного комитета профсоюза, член клуба «Наставник»
Наталья КИРИЛАХ, заведующая отделом по связям с общественностью и информационно-аналитической работе аппарата Красноярской краевой организации профсоюза, член клуба «Наставник»