Игры для старших
«Почему бы не попробовать?» - подумал Максим. Младшая сестра рассказала, что у них в школе нет системного администратора, может, он пойдет? А школа была та самая, которую Максим окончил не так уж и давно, екатеринбургская 145‑я, с углубленным изучением отдельных предметов. Гибкий график не помешает завершить вузовское обучение. Он вышел на работу еще студентом, а когда «обзавелся» дипломом о высшем образовании, так случилось (опять эта якобы случайность!), что выпускные классы остались без преподавателя по информатике. Директор попросил закрыть вакансию хотя бы на время. И еще раз подтвердилась поговорка, что нет ничего более постоянного, чем временное!
В первый момент присутствовала неуверенность: получится ли? Не было опыта, не было педагогического образования. Но Максим не склонен вязнуть в сомнениях, он сразу начал искать конструктивный подход к ситуации. Разве он не сможет объяснить другим то, что сам хорошо знает? Для наглядности подготовил презентацию высокого уровня. Но… чуда не произошло. Презентация сработала лишь на одном, первом, занятии. Дальше пришлось искать другие возможности для взаимодействия с ауди­торией. Был вариант немедленно зарыться в научно-педагогическую литературу, раскапывать изюминки чужого опыта. Но человек выбирает пути, более свойственные его индивидуальной природе. Максим предпочитает до всего (или хотя бы до многого) доходить самостоятельно.
Поговорил со старшеклассниками: «Что бы вы хотели изменить в образовании?» Трендом стал ответ: «Чтобы не было скучно!» Действительно, человек увлеченный достигает более значительных результатов, чем тот, кому неинтересно. Что привлекает современных детей? Интерактивные игры. Итак, давайте поиграем!
Первое, что создал Новиков вместе с учениками, - это учебная версия телевизионной «Своей игры». С технической стороны пришлось поломать голову. Чтобы сделать специальные пульты, разобрали три клавиатуры, старые кассеты использовали как корпус. Получилась интересная программа, которую дети защищали на конкурсах, вошли в число призеров на областном уровне. Позднее усовершенствовали программу, чтобы ответы можно было давать по телефону.
Мобильная техника. Мобильное обучение. Мобильный человек. Когда учителя вступают в борьбу со смартфонами и планшетами на уроках, не идут ли они против течения? А если средства мобильной связи применять не для баловства, а для эффективности процесса, для повышения мотивации к обучению? Педагогический поиск Максима Новикова вывел его в пространство бесконечных возможностей мобильных устройств.
«Мобильный опрос». Отправив во время лекции вопрос на телефоны присутствующих, в секунду можно получить обратную связь с любой аудиторией, будь то школьники или студенты. Метод стимулирует тех, кто внимателен, встряхивает тех, кто отвлекся.
«Интерактивное видео». Видео сегодня применяется на многих уроках, но не всегда удается отследить, усвоен ли материал. По ходу фрагмента в нужные моменты встраиваются вопросы, учитель же получает адресные ответы через облачные технологии или просто на свой телефон.
«Второй экран». Телефон используется в качестве монитора в тех случаях, когда нужен дополнительный экран, так как компьютерный занят заданием.
«Метод дополненной реальности». Обычный учебник легко превращается в интерактивный с помощью смартфона. Открываем «Физику» для 8‑го класса. Видим картинку с изображением некоего опыта. Не очень понятно, что там происходит, ведь картинка плоская и неподвижная. А теперь наводим на нее смартфон (в который скачано специальное приложение, бесплатное, кстати), и перед нами уже вращающаяся 3D-модель или видео. Отпадает потребность в дорогостоящих разработках новых мобильных учебников, достаточно лишь создать специальный контент для существующих учебных пособий.
Наибольшее развитие получил и, уже можно говорить, принес Максиму Новикову известность так называемый образовательный веб-квест. Квесты сегодня очень популярны, они включают поиск решения, разгадывание головоломок. В учебных целях детям предлагается выбраться из замкнутой комнаты (излюбленный вид квеста) и для этого ответить на вопросы по определенной теме. Не удалось найти выход - ищи ошибку. Играют индивидуально и командами. Предметы же могут быть разные - история, литература, химия, биология.
Новиковым создан образовательный сервер learnis.ru, где педагоги любой предметной области могут запустить собственный квест или викторину по типу «Своей игры». Для этого не требуется особых навыков, лишь владение техникой презентации, что сегодня обязательно для учителя, не желающего прослыть отставшим от времени. Ресурсом уже пользуются около трех тысяч педагогов в разных регионах страны. Платформа представлялась в Сколкове и вызвала большой интерес у специалистов. В марте 2018 года Максим Юрьевич выступил с докладом на конференции в Санкт-Петербурге «Инновационные технологии для новой школы». И уже готов продемонстрировать новый образовательный сервис, связанный с терминами и определениями. Его основа тоже игра, его суть - объяснение научных терминов доступным языком.
Только бы во всем соблюдать меру и не изменять логике, предупреждает Максим Юрьевич. Квесты не могут быть основой каждого урока, они больше подходят для контроля, подведения итогов. Он советует использовать викторины и квесты один-два раза в четверть, не чаще.

Информатика для всех
В конкурсе «Учитель года» Максим Новиков тоже как будто не планировал участвовать. Случайность! Как лауреат премии губернатора Свердловской области, в течение двух лет он мог выйти на региональный этап, минуя предыдущие. Как-то пришел к директору школы Надежде Михайловне Евстигнеевой, которая поддерживала его идеи, хотя иногда и мудро корректировала их, и сказал в шутку: «Завтра последний день, когда я могу подать документы». Считал, что еще не готов. Но услышал в ответ: «Подавай. Когда, если не сейчас?»
По мнению участников конкурса и наблюдателей, конкурсный урок отличается от привычного, рядового. У Новикова формат урока, который он представил на суд экспертов, практически совпадал с тем, как он выглядит в каждодневной реальности. Интерактивность, мобильные опросы, смартфоны для дела, а не для развлечения. В основном использовал собственные методы и разработки. Кстати, диссертация, над которой сейчас работает аспирант Уральского государственного педагогического университета Максим Новиков, так и называется - «Использование методов мобильного обучения в образовании».
Максим Юрьевич вовсе не отказался от карьеры программиста, все может быть в жизни. Но в ближайшие годы видит себя в школе. Ему здесь интересно: «В головах - моей и моих учеников - еще столько идей!»
- Вы часто говорите: «Чтобы было интересно». Но программирование привлекает не всех!
- Конечно, далеко не каждый выпускник видит себя в информатике, таких обычно человека четыре на класс. Иногда доводится слышать: «Мне это не пригодится». Мой личный опыт свидетельствует: чем больше ты берешь из образования, тем тебе лучше. Понимание, зачем нужно то или иное, может прийти позже. Главное - сейчас не упустить знания. Одна талантливая девушка (она окончила школу в прошлом году с медалью) говорила: «Мне не нужна информатика». - «А что тебе интересно?» - «Например, здоровьесбережение». Мы нашли точку пересечения. Она готовила работу по теме «Офисный синдром»: как можно размять все группы мышц, не выходя из кабинета. Актуально для людей, которые по многу часов сидят за столом. В результате она создала приложение на мобильное устройство, которое напоминает человеку с определенным интервалом, что пора сделать такое-то упражнение. Тут же идет и видео этих физических действий. Междисциплинарный проект с успехом был представлен на нескольких научных конференциях.
- Не является ли упрощением сведение обучения к игровому моменту?
- Этого не происходит. Предметная составляющая урока никуда не делась. Есть сложные темы, например «Операционные системы». Их много, хотелось бы, чтобы дети попробовали разные и сравнили. Сегодня много говорят о «мягких навыках», о важности социализации. Я пытаюсь сочетать: чтобы в одном процессе дети и знания получали, и общаться учились. Те же квесты и викторины прекрасно этому служат.
Максим Новиков со временем, конечно, получил педагогическое образование. Но он по-прежнему доверяет собственному чутью и разуму не меньше, чем чужому опыту. Отношения с учащимися выстраивает легко, не кричит, не повышает голос. Старается не заставлять, а создавать ситуацию, в которой ученик сам понимает: это нужно.
- Я не уверен, что педагогике можно научить, - считает Максим Новиков. - Методам обучения - да. Но кроме этого необходимы некие внутренние качества, способность передавать знания, зажигать своим интересом. Мастер-классы бывают обучающие, передающие знания и мотивационные, вдохновляющие. Педагог должен уметь делать и то и другое: или одновременно, или переключаясь. Заострил внимание на чем-то, пробудил интерес - теперь нагружаешь информацией. Чуть внимание рассеялось - снова увлечь!

Екатеринбург,
фото автора