Долгожданный слет
Все начиналось в 2012 году с Фестиваля педагогического мастерства муниципальных педагогических клубов, который только что образованный региональный педагогический клуб «Диалог» провел на радость всем коллегам. А уже через год прошел фестиваль КВН муниципальных педагогических клубов. Несколько лет я наблюдала за творчеством - искрометным, остроумным, актуальным! - курганских педагогов в Сети, была дистанционным членом жюри, оценивала на портале видеоролики и фотосюжеты в кавээновском стиле.
И вот сбылась мечта - приехала на фестиваль лично. А он уже и не фестиваль, а целый Межрегиональный слет педагогических клубов с очень точным названием - «Профессиональный диалог: всерьез и с юмором». Участниками слета стали не только муниципальные педагогические клубы, но и «зарубежные» коллеги, как пошутили курганцы, - молодые учителя из Челябинска, совет молодых педагогов Свердловской области, педагогическая команда из города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа, команда педагогического клуба «Учитель года» Тульской области. Главному организатору слета - Институту развития образования и социальных технологий Курганской области (ИРОСТу) - активно помогает Курганская областная организация Общероссийского Профсоюза образования. Ее сотрудники не только пришли на открытие и закрытие, но и участвовали в мероприятиях слета.
А мероприятия были продуманы и отточены самым тщательным образом. Не только программные мастер-классы, интеллектуальное сражение, эстафета метапредметных миниатюр «Многоликая точка», фестиваль КВН «Веселые подмостки». Но и так называемая экскурсионная часть - прогулка по городу, посещение музея декабристов и музея музыкальных инструментов на базе Курганского педагогического колледжа, центра Илизарова. Познавательные экскурсии стали своего рода курсами повышения личных и профессиональных компетенций, «прокачки» эрудиции. Спасибо создателю уникального, богатейшего музея музыкальных инструментов, педагогу, блестящему исполнителю, рассказчику Юрию Куньшину! Его экскурсия была самой интерактивной.
Приятно, что интерес к мероприятию проявил врио директора Департамента образования и науки Курганской области Эдуард Абрамов, на момент проведения слета только назначенный на этот пост. С удовольствием приветствовал педагогов ректор Института развития образования и социальных технологий Борис Куган. Все силы и все свое время слету отдали сотрудники ИРОСТа, члены Курганского регионального педагогического клуба «Диалог». И, конечно, немало потрудились администрация и учителя гимназии №32 Кургана, на базе которой проходил слет.

Многоликая точка
Одно из важных мероприятий слета - эстафета метапредметных миниатюр «Многоликая точка». Ведущие, завуч средней школы №5 Кургана Наталья Максимовских и зав. отделом информации ИРОСТа Дмитрий Ксенофонтов объясняют формат: «Все заявившиеся участники в небольшом мастер-классе представляют интерпретацию понятия «Точка» через предметное или метапредметное содержание. Зрители принимают активное участие в мастер-классах».
Как много идей может дать точка!
Участники педагогического клуба «Горизонты открытий» Притобольного района Курганской области назвали свою миниатюру «Точка в точку как гвоздь в бочку». Точка в их представлении весьма разнообразна - и простейший знак, и часть смайлика, и основа пуантилизма, который получил продолжение в кружкизме, а еще есть «точечный гиперреализм», точечная роспись point to point (точка к точке). Есть понятие «точка на карте», одна из них - Курган, основанный в 1679 году, ныне с населением 318 тысяч человек. «Курган - это еще и точка пересечения путей людских. Наши встречи с вами и другими людьми, с которыми нам по пути», - добавляют педагоги.
Коллеги из Тульской области, те самые, с которыми по пути, дали свой интереснейший мастер-класс, в ходе которого доказали, что Курганская и Тульская области очень похожи. «Их объединяет любовь к людям и своей Родине. Если мы полистаем страницы истории, то сможем это увидеть. А еще нас и вас объединяет Лев Николаевич Толстой. Не будем ставить точку. Поставим многоточие».
Один педагог из команды Свердловской области размышляет:
- Точка - понятие во многом филологическое. Точкой заканчиваем предложение, абзац, целые книги. В то же время мы знаем, что есть точки продаж, где можно купить сим-карту или попробовать колбасу. С помощью точки геолокации мы вызываем такси. С точки зрения философии…
- Давай без философии, уснут сейчас все, - актерски перебивает его товарищ. - Давай более конкретно. Вот в геометрии, если точки встанут в определенном порядке, будет геометрическая фигура. Ну, а в русском языке всего лишь две маленькие точки меняют е на ё…
- Многоликая точка - это и есть все педагоги. Учитель - точка отсчета, он встречает и провожает учеников в школе.
Не правда ли, хочется слушать не отрываясь? А ведь это только часть мастер-классов. Ну… еще про один, пожалуй. Руководитель Центра информации и инновационного опыта ИРОСТа Любовь Любушкина говорила о точке бифуркации с точки зрения… художественной литературы. Обычно многопредметное понятие «бифуркация» на уроках литературы не используется. «Давайте это исправим», - призывает Любовь Юрьевна. Она объясняет, что такое бифуркация, на примере поведения Катерины из «Грозы» Островского. А вот у Маргариты из знаменитого романа Булгакова, когда она просит не подавать Фриде платок, бифуркации не происходит. Вывод не предметный, но человеческий: принимайте себя новых.
Все это было бы смешно…
Фестиваль КВН «Веселые подмостки» и педагогическая дискуссия в тот же день, казалось бы, должны быть диаметрально противоположными мероприятиями. Но они оказались связаны тематически - те же актуальные проблемы, тот же настрой не посмеяться над трудностями бытия педагога, но улыбнуться и постараться преодолеть самые, казалось бы, непреодолимые.
Задания фестиваля КВН: «Кто во что горазд», «5 новостей», «Знакомый сюжет».
Вот такие новости мы услышали со сцены…
От команды из Тульской области: «В деревенской школе не делали ремонт, потому что сыплющаяся штукатурка создавала новогоднее настроение».
От команды «Бюджетники» из Лебяжьевского района Курганской области: «Родители в панике, дети в слезах - заблокированы сайты ГДЗ (готовые домашние задания). Резко повысился спрос на услуги репетиторов».
От команды «Великолепная пятерка» из Каргапольского района Курганской области, выступавшей в народном стиле: «А еще слово новое придумали - инклюзия. - Что значит сей термин диковенный? - Пока только слово придумали».
От команды «ФГОС» Белозерского района Курганской области: «В связи с пенсионной реформой в школы завезли слуховые аппараты, трости, кресла-каталки, специально обученных собак-поводырей…»
Зал беспрерывно хохотал, когда команды представляли музыкальное домашнее задание - юмористическую интерпретацию знакомого эпизода фильма или книги. Да и как не хохотать! К примеру, команда «Школьный кораблик» из Юргамышского района Курганской области по мотивам фильма «Любовь и голуби» придумала такой сюжет: учительница Васильевна едет на курсы повышения квалификации в город. Там встречается с Бизнесом. У них происходит диалог: «Училка? - Да. Учитель. - Из деревни? - Да, из сельской школы. - Так это вас ко мне Дмитрий Анатольевич послал!»
Бизнес пишет письмо в школу, благодарит за Васильевну. Теряем кадры… И все же Васильевна возвращается в родной коллектив - с полной нужными материалами флешкой и закупленными методичками.
«Школьный кораблик» занял второе место в фестивале КВН, 3‑е - команда ФГОС, а туляки увезли с собой главный приз - кубок и, конечно, признание коллег.
После КВН началась педагогическая дискуссия на тему «Трудности, которые создают педагогу. Педагог, который создает трудности». Тема не веселая. Ведущая, первый проректор - проректор по науке и инновационной деятельности ИРОСТ Нина Криволапова, дает командам задание - составить рейтинг трудностей, с которыми сталкивается учитель. Ответы звучат серьезные, но среди них легко узнать те же, что были только что на КВН…
Рейтинг каждая команда выстраивала по-своему, но вот трудности, которые повторялись у всех: излишняя нагрузка на педагога, нехватка времени и возможности для восстановления сил и здоровья, громадная отчетность, бесконечные проверки, проблемы во взаимоотношениях с родителями учеников, слабая материально-техническая база, кадровый голод, отсутствие специалистов и условий для инклюзивного образования, низкий статус педагогической профессии.
Ценно, что после констатации трудностей педагоги собрали копилку советов, как к ним относиться. Вот некоторые из них: «занимайтесь любимым делом, ко всему относитесь с юмором, найдите время отдыхать, идите в ногу со временем», и еще: «Какая бы проблема не была, обращаемся в профсоюз». Вы заметили, что никто не предложил решать проблемы радикально - уволиться?
Занявшись второй частью дискуссии, то есть трудностями, которые создает педагог (уточнили кому - детям), участники слета признали, что среди них есть ненужные: «обилие домашнего задания, зачастую заставляем детей мыслить, как мы, принимать участие в мероприятиях, которые ребенку не нравятся, учить то, что ему не интересно, не всегда учитываем индивидуальные особенности детей». Но с другой стороны, «задача педагогов - создавать детям такие трудности, преодолевая которые, они бы развивались».
Пожалуй, это главный вывод дискуссии, да и всего слета: трудности - повод для развития. Наверное, ради этого стоит собирать коллег, стоит затевать профессиональный диалог всерьез и с юмором.