- Глиняная посуда долго держит тепло или холод, - говорит Роман Викторович. - К тому же она сделана с душой, мастер не может работать в плохом настроении.
Мастер из небольшого карельского городка Олонец настоящий фанат своего дела из самобытного карельского народа. Для него гончарное ремесло означает больше, чем искусство делать сувениры и предметы домашнего обихода. Керамика - способ сохранения национальной культуры.
Беседуя с Романом Викторовичем, бросаю невольный взгляд на руки мастера: движения выверены - ничего лишнего, пальцы тонко чувствуют глину.
Не прошло и десяти минут, как Роман Викторович взял струну для срезания изделия с планшета. Начало будущему чайнику положено - туловище, или, как говорят гончары, туло, готово. Осталось только по сырой глине поставить на донышке свои инициалы LR, год создания и место, где изготовлено. Обычно рядом с инициалами мастера на фирменном знаке можно прочитать Aunus, что по-карельски означает Олонец.
Мастер создает поистине керамические шедевры. Кроме всевозможной посуды это вазы, оригинальные сувениры, например визитница в виде детского кораблика или бутыль, похожая на подводную лодку. Среди этого изобилия есть и этнографические копии старой гончарной посуды: масленка, кашник, роговатик. В свое время по заказу музея-заповедника «Кижи» у Леонтьева был такой необычный проект.
Роман Викторович во многом повторяет путь Леонтьева-старшего, в свое время выбравшего художественное образование. Вначале у Виктора Сергеевича была учеба в Петрозаводском педагогическом училище, затем в Университете имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге. В дальнейшем он загорелся идеей открыть в районном центре художественную школу. Открыл и более 35 лет был ее бессменным руководителем.
Роман подростком учился в местной «художке», с детства общался с известными художниками Карелии и Финляндии. В доме Леонтьевых часто бывали Аркадий Морозов, Фолке Ниеминен, отец и сын Суло и Олег Юнтунены. Их работы выставлялись в районной художественной галерее. Дальнейший путь его был предопределен с той лишь разницей, что в Герценовском университете молодой Леонтьев увлекся керамикой. Правда, студенты изучали больше скульптурную керамику. Тогда же он ознакомился с творчеством Александра Поверина и Андрея Кузнецова. Оно оказало влияние на его развитие в гончарном искусстве. Дипломная работа выпускника Леонтьева была связана с новым увлечением. Роман сделал великолепную керамическую скульптуру «Борьба за Сампо» по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Работа впечатлила приемную комиссию.
У Романа Викторовича, как и у любого специалиста, есть свои особенности, например, он чаще всего применяет старинную технику - чернение молоком, которое способствует влагонепроницаемости глиняной продукции и придает ей древний облик. Пользуется Леонтьев и дорогими майоликовыми глазурями, получаемые при этом блеск и красочные переливы того стоят.
Каждый мастер мечтает повторить себя в учениках. Вернувшись из Северной столицы, Роман стал преподавать в родной художественной школе керамику.
- Дети приходят к нам после школы, - рассказывает Роман Викторович. - Занимаемся с часу дня до 5-6 вечера. Рисуем эскизы, обсуждаем тему, смотрим образцы работ. Я говорю детям: «Если вы хотите заниматься керамикой, обязательно надо рисовать».
Жена Елена здесь же преподает рисунок, живопись и композицию. Она профессиональный художник, познакомились с ней еще в университете, учились на одном факультете.
Леонтьевы воспитывают троих детей. София в этом году пошла в первый класс, Аня учится уже в пятом, а сын Саша - в Чебоксарском электромеханическом колледже. По словам отца, он начинал заниматься гончарным ремеслом, но понял, что это не его призвание. Пойдут ли дочери по стопам родителей, трудно сказать. Очевидно одно: Роман сумел повторить себя в учениках.
Некоторые его подмастерья уже сами стали мастерами, поступили в специальные и высшие учебные заведения, где обучаются декоративно-прикладному искусству.
Сейчас здесь, в Олонецкой художественной школе, обучаются 120 детей. После занятий в основной школе сюда приходят не только ребята из города Олонца, но и приезжают из ближайших поселений: Мегреги, Рыпушкалиц, Туксы, Ильинского. В среднем ежегодно около четверти выпускников художественной школы поступают учиться дальше на творческие специальности.
Роман Викторович успешно участвует во всероссийских и международных выставках. Его первые экспонаты на выставке десятилетней давности в Петрозаводске и шведском городе Умео продемонстрировали талант и дарование в гончарном искусстве. В этом году принял участие во Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая», который проходил в Петербурге.

Петрозаводск