Для одного и для каждого

- Согласно статье 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Статьей 55 Закона предусмотрено, что дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается специалистами образовательных организаций для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости с обеспечением коррекции нарушений развития и социальной адаптации указанных лиц.
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России в своем письме от 21.06.2017 №07‑ПГ-МОН-25486 четко ответил на ваш вопрос.
Согласно статье 28 Закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации, в том числе в части разработки и утверждения образовательных программ.
Разработка адаптированной образовательной программы необходима в случае наличия в образовательной организации хотя бы одного обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. В противном случае разрабатывать адаптированную образовательную программу не требуется.
Дополнительно сообщено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Закона).

Рамки для проверки

- В какой части региональные власти могут проверять школу?

- Согласно ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон №273‑ФЗ) государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Региональные власти имеют право проверять образовательные организации, которые находятся на подведомственных им территориях, в рамках осуществления федерального государственного надзора в сфере образования. Как правило, проверку проводит комитет или департамент по образованию администрации региона.
Прежде всего органы контроля проверяют то, как соблюдаются требования законодательства в области образования.
Во время контрольных мероприятий проверяющие должны соблюдать требования Федерального закона от 26.12.2008 №294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294‑ФЗ).
Региональные органы образования могут проводить как выездные (инспекционные), так и камеральные проверки. Выездные проверки проходят по местонахождению организации.
При камеральных проверках проверяющие изучают документы организации на своей территории.
Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми.
Рособрнадзор письмом от 4.08.2017 №05-375 направил в регионы для использования в работе Методические рекомендации по организации и проведению органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (далее - уполномоченные органы), проверок организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, на территории субъекта РФ (далее - Рекомендации).
Целью разработки Рекомендаций стало формирование единой правоприменительной практики органов исполнительной власти субъектов РФ в рамках исполнения государственной функции по федеральному государственному надзору в сфере образования.
Особо отмечено, что при организации и проведении проверок уполномоченные органы должны исходить из необходимости достижения результата проверки с использованием наименьшего объема трудовых, материальных и финансовых ресурсов и (или) достижения наилучшего результата с использованием имеющегося объема средств.
В Рекомендациях обращено особое внимание на то, что при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования проводится проверка:
- соответствия локальных нормативных актов законодательству об образовании;
- соблюдения прав участников образовательных отношений при реализации образовательных программ;
- соблюдения требований законодательства об образовании, регулирующих право на занятие педагогической деятельностью;
- соблюдения требований законодательства об образовании при приеме, переводе и отчислении обучающихся;
- соблюдения требований законодательства об образовании при организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- соблюдения требований законодательства об образовании при проведении государственной итоговой аттестации;
- соблюдения требований законодательства об образовании при заполнении, учете и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов;
- соблюдения требований законодательства об образовании при оказании платных образовательных услуг;
- соблюдения требований к структуре и содержанию официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования в ходе проверок проводятся следующие мероприятия, необходимые для достижения целей и задач проверки:
- рассмотрение и экспертиза документов и иной информации, характеризующих деятельность организации, на соответствие требованиям законодательства об образовании;
- анализ наличия и достоверности информации, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет), а также иными способами в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Пунктом 4.4 Рекомендаций указано, что рассматриваться должны действующие на момент проверки документы организации. При необходимости рассматриваются документы и материалы организации за весь период освоения основных образовательных программ.
При этом организация и проведение проверок должны быть основаны на уже имеющихся у уполномоченных органов сведениях об организации, в том числе на материалах ранее проведенных мероприятий по федеральному государственному надзору в сфере образования, обращениях граждан и организаций, информации от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Указано, что необходимо учитывать сведения, которые находятся в государственных информационных системах, а также информацию и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны быть размещены на официальном сайте организации в сети Интернет.
Перечень документов, предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки организации при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования:
- распорядительный документ, подтверждающий полномочия лица, представляющего интересы организации на проведение проверки;
- основная общеобразовательная программа, в том числе адаптированная(ые) для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- перечень используемых учебников по уровням образования;
- индивидуальный учебный план;
- документы, отражающие прием на работу в организацию педагогических работников;
- документы, подтверждающие наличие у педагогических работников профессионального образования, соответствующей квалификации, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам (документы об образовании, о наличии дополнительного профессионального образования; аттестационные листы);
- документы, подтверждающие функционирование внутренней системы оценки качества образования;
- отчет о самообследовании;
- договор(ы) между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализующихся в сетевой форме);
- документы, регламентирующие осуществление образовательной деятельности, в том числе локальные нормативные и распорядительные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
- документы по формированию и движению контингента обучающихся (приему, переводу, отчислению);
- документы по подготовке к ГИА, по выдаче документов об образовании;
- программа развития организации;
- документы, отражающие реализацию прав участников образовательных отношений, в том числе по оказанию обучающимся социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
- материалы и документы о деятельности коллегиальных органов управления организацией;
- материалы и документы об обеспечении условий охраны обучающихся;
- документы и материалы по организации и проведению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- документы по оказанию платных образовательных услуг (при наличии).
Большая часть документов, которые требуются для проведения проверки, должны быть размещены на официальном сайте организации в сети Интернет согласно ст. 29 Закона №273‑ФЗ.
В Рекомендациях особо отмечено, что в соответствии с ч. 10 ст. 11 Закона №294‑ФЗ при проведении выездной проверки запрещается требовать представления документов и (или) информации, которые были представлены в ходе проведения документарной проверки.

Дипломная работа

- Права ли администрация школы, утверждая, что отпуск для написания диплома по справке-вызову, предоставленной мне вузом, оплачивается в размере 50% от моего среднего заработка?

- Согласно ст. 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка, в том числе для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов, продолжительностью четыре месяца.
То есть предусмотрена 100‑процентная оп­ла­та отпуска.
Возможно, в вашем случае произошло недопонимание в связи с предусмотренной статьей 173 Трудового кодекса РФ дополнительной гарантией. Работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов.
За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50% среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ): с 1 мая 2018 года - 11163 рубля в месяц, с 1 января 2019 года - 11280 рублей. По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.