Известный американский писатель Джо Каслман (Джонатан Прайс) однажды просыпается рано утром от телефонного звонка. Он судорожно вскакивает, хватает трубку. Его супруга Джоан (Гленн Клоуз) встревожена: их с Джо дочь Кэрол (Грэйнн Кинэн) на последнем сроке, вот-вот родит. Кто знает, может, звонят именно по этому поводу - вдруг случилось что-то непредвиденное?
Но нет, известие другое, приятное: Джо удостоен Нобелевской премии по литературе. «Мистер Каслман, мы будем безумно рады вручить вам эту награду. В течение многих лет вы демонстрировали исключительно многогранный талант. Вы не только подарили миру остроумные и глубокие тексты, но и бросили вызов беллетристике как таковой, вдохновив грядущие поколения писателей» - эти слова слышит и Джоан, взявшая по просьбе мужа трубку другого аппарата. Выражение лиц у обоих такое, что понятно: они еще до конца не осознают произошедшего. Ну а уже после дурашливо прыгают на своей кровати и кричат: «Нобелевская премия!» Совсем как в молодые годы, правда, тогда они таким образом праздновали публикацию первой книги Джо.
На дружеской вечеринке друзья семьи чествуют лауреата, однако немало теплых восхищенных слов звучит и в адрес Джоан. Каждый из гостей понимает, что успех Каслмана был бы невозможен без его музы - красивой, умной, заботливой, сумевшей обустроить его быт и при этом еще вырастить двоих детей. Кстати, с появлением на празднике их сына Дэвида (Макс Айронс) обозначается конфликт из разряда «отцы и дети». Дэвид тоже пробует себя на литературном поприще, и если Джоан полностью поддерживает его, то Джо нет-нет да и кольнет критическим замечанием. Реплики отца болезненны для Каслмана-младшего, хотя он тщательно скрывает это.
Поездка в Стокгольм на церемонию вручения премии высветит многое, о чем сложно догадаться в самом начале (хотя, конечно, в завязке грамотно расставлены сигнальные маячки, от зрителя требуется лишь внимание). Главный герой любве­оби­лен, и его чувственность распространяется на многих женщин, а его супруга может быть не просто твердой - чрезмерно жестокой. У Дэвида не просто комплексы - застарелые неврозы, которые он пытается преодолеть с помощью легких наркотиков. И главное, о чем мы узнаем, - о давнем договоре между супругами, условном контракте, который спустя много лет перестает устраивать одну из сторон.
Из ретроспективных отступлений становится ясно, как начался в 1958 году путь молодого литератора Джо Каслмана к славе. В прошлом не все безоблачно, к некоторым персонажам возникает неприязнь, граничащая с отвращением. Однако спустя некоторое время этот же вроде бы отрицательный герой вызывает сочувствие, а все потому, что у другого человека тоже проявились отрицательные качества, долго скрываемые под завесой добродетели. Это филигранное управление зрительскими симпатиями - безусловное достоинство фильма.
Кто абьюзер, а кто жертва? Кто честен, а кто лицемерит? Кто более виноват в том, что стыдно смотреть в глаза друг другу и окружающим? Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными. Перед нами открывается трагедия двух неидеальных, но любящих друг друга людей, ставших заложниками собственного малодушия. Отмечу, что и Джонатан Прайс, и Гленн Клоуз радуют первоклассной работой. Актрисе так вообще пророчат «Оскар», и, если это случится, это будет ярким примером для молодежи, в какой отличной форме можно быть на восьмом десятке.
Жаль, что нам не показывают, чем обусловлены некоторые поступки Каслманов (например, не совсем понятны причины чрезмерной жертвенности Джоан). Также приходится поломать голову над тем, почему женатый мужчина приглашает малознакомую девушку к себе домой в качестве няни (впрочем, объяснение можно найти - писательская эксцентричность) или почему юной фоторепортерше приятны похотливые взгляды престарелого ловеласа (тут легко списать казус на ореол величия вокруг лысоватой головы лауреата). Однако все это не лишает «Жену» очарования и глубины. Этот фильм, безусловно, не о писательстве, не о природе творчества. Он о сложном любовном треугольнике - Он, Она и Талант - и о том, как люди пытаются решить эту геометрическую задачу.