Однако не стоит забывать, что в рамках обществознания изучаются основы различных наук и предполагается, что девятиклассник уже владеет знаниями об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Кроме того, спектр проверяемых у него практических навыков достаточно велик: от комплекса умений, связанных с использованием обществоведческих знаний при анализе и оценке фактов и процессов социальной реальности до таких интеллектуальных действий, как систематизация, конкретизация, объяснение, аргументация и другие.
Таким образом, было бы крайне неосмотрительно относиться к экзамену по обществознанию за курс основной школы как к приятной прогулке налегке. Я бы на месте нынешних девятиклассников подготовилась к походу за знаниями более основательно и как минимум положила бы в походный рюкзак компас. Таким компасом может стать хорошее пособие с образцами экзаменационных работ. Рассмотрим одно из наиболее, на мой взгляд, удачных: «Обществознание: 9 класс: 32 варианта. Типовые тестовые задания от разработчиков ОГЭ / А.Ю.Лазебникова, Т.В.Коваль, Е.Л.Рутковская», выпущенное издательством «Экзамен» в 2018 году.
Обзор материалов сборника предлагаю начать с тех единиц содержания, которые вызывают наибольшие сложности у выпускников. Традиционно непростыми являются задания раздела «Экономика». Несмотря на то что в разделе курса основной школы изучаются самые базовые понятия экономики, многие выпускники испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных, например, с налогообложением. Здесь важно дифференцировать субъект и объект налогообложения и понимать, что налоговое законодательство и налогоплательщик не являются объектом налогообложения.
Менее половины выпускников традиционно могут установить соответствие между видами и примерами налогов.
Вариант 10, задание 10
Верны ли следующие суждения о прямых и косвенных налогах?
1. Налог с продажи относится к прямым налогам.
2. Транспортный налог относится к косвенным налогам.
Экзаменуемые нередко испытывают затруднения при выполнении заданий по теме «Экономические цели и функции государства». Работа с текстом и решение поставленных задач в варианте 1 помогут ученикам справиться с этой проблемой:
28. В каких случаях обществу выгоднее сохранять естественную монополию? Какова цель государственного регулирования такой монополии?
31. В тексте говорится о такой функции государства, как защита прав собственности. Назовите три отрасли права, которые содержат нормы по защите прав собственности.
Причем простого знания функций государства в сфере экономического регулирования недостаточно, необходимо понимание того, как эти функции проявляются.
Вариант 6, задание 8
Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. В частности, поддерживает и защищает конкуренцию. Какой из приведенных ниже примеров иллюстрирует эту функцию?
1) правительство изменило порядок налогообложения предприятий;
2) в рамках государственной программы развития образования открылась новая школа;
3) центральный банк выдал лицензии коммерческому банку;
4) парламент внес изменения в антимонопольное законодательство.
Еще одной проблемной зоной в курсе обществознания основной школы являются темы «Понятие, признаки и формы государства», «Выборы, референдум». Кроме того, старшеклассники испытывают затруднения при ответе на вопросы, связанные с основными функциями Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Так, треть экзаменуемых считают, что к полномочиям Президента РФ относится управление федеральной собственностью. Только треть школьников знают, что Правительство РФ управляет федеральной собственностью, а почти 20% экзаменуемых уверены, что Правительство РФ разрабатывает и принимает законы.
Задания 15 и 16 ориентированы на проверку именно этих знаний: сфера политики и социального управления (задание на обращение к социальным реалиям) и сфера политики и социального управления (задание на анализ двух суждений). Эти задания в пособии отличаются разнообразным содержанием и позволяют раз и навсегда разобраться в теме и до автоматизма отработать навыки решения подобных задач. Настоящие трудности впереди. Ведь именно задания второй части работы требуют способности размышлять, анализировать, сопоставлять, делать выводы и дают возможность получить представление об освоении выпускником курса обществознания основной школы.
Эта часть экзаменационной работы представляет собой целостный раздел: все шесть заданий непосредственно связаны с подоб­ранным по определенным критериям текстом - источником социальной информации общим объемом порядка 200‑250 слов. Здесь не могу не выразить отдельную благодарность авторам сборника: тексты этого важного раздела тщательно подобраны с учетом познавательных особенностей подростков, адаптированы, тематически связаны с содержанием курса, поднимают социально значимую проблему или содержат потенциально полезную и интересную для старшеклассника информацию об отдельных социальных объектах, процессах.
Вот лишь некоторые вопросы, рассматриваемые в тренировочных материалах пособия:
- экономические функции государства;
- правовые основы брака;
- понятия реформы и революции;
- роль государства в регулировании общественной жизни;
- права человека;
- природоохранная деятельность;
- понятие кризиса.
Коллеги согласятся, что все чаще КИМы содержат выдержки из различных законодательных кодексов: семейного, трудового, гражданского. Полагаю, следует уделять особое внимание изучению именно отдельных статей соответствующих кодексов при рассмотрении той или иной темы, чтобы ученики поняли логику в названии отдельных статей кодекса. Это поможет им при составлении плана.
Отличный пример мы найдем в данном пособии, вариант 2, где приведен отрывок из Семейного кодекса. На его примере экзаменуемые должны продемонстрировать знания вопросов правового регулирования семейных и брачных отношений.
Каждое задание к тексту выполняет определенную функцию, позволяя проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность у экзаменуемых сложных интеллектуальных умений, а именно:
- понимать текст в целом, выделять его основные идеи и структуру;
- осуществлять поиск социальной информации и ее интерпретацию;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения по­знавательных и практических задач, отражающих актуальные про­блемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным про­блемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
Остановлюсь на заданиях 29 и 31 (высокий уровень сложности). Основная трудность при выполнении задания 29 связана с необходимостью выхода за рамки содержания текста и привлечения контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта девятиклассника. На практике учителя нередко сталкиваются с разрывом между знанием содержания курса и практической жизнью, неумением многих школьников выявлять изучаемые обществоведческие понятия и явления с происходящим вокруг и их личным социальным опытом. Умение конкретизировать теоретические знания фактами общественной жизни или личного социального опыта одно из самых трудных для подростков, многие из которых плохо ориентируются в социальной реальности, весьма поверхностно знают историю и практически не применяют обществоведческие знания для рефлексии личного опыта социальных взаимодействий.
При работе с пособием целесообразно сфокусировать внимание школьников именно на этих заданиях и разъяснить общие закономерности для определения и выявления феноменов, описываемых в предложенном тексте, в существующей социальной реальности.
Вариант 3, задание 29
Какой процесс 90‑х гг. прошлого века в нашей стране привел к формированию новых социальных групп? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, назовите любые две социальные группы, возникшие под влиянием этого процесса.
Отличный пример для объяснения связи социальных явлений с историческим контекстом, однако для школьников, которые уже перешли на линейную систему изучения истории, данное задание может представлять серьезные трудности, так как в 9‑м классе историю XX века они еще не изучали и с процессом приватизации не знакомы.
Вариант 1, задание 29
Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите три примера защиты государством прав потребителя.
Здесь важно обратить внимание учеников на то, что личный социальный опыт не обязательно должен быть личным в прямом смысле слова и что в данном задании можно использовать смоделированные ситуации. Главное, чтобы ситуация иллюстрировала конкретное содержание курса обществознания. В данном случае могут быть приведены примеры, иллюстрирующие ту или иную статью закона о защите прав потребителей.
Задание 31, высокого уровня сложности, предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует выхода за его пределы в более широкое содержательно-информационное пространство, из которого и будут почерпнуты аргументы. В данном случае определяющим становится правильное понимание того, что есть аргумент. Структура аргумента может быть обозначена следующим образом: факт + объяснение = аргумент. Факт может быть взят из курса обществознания, из одной из наук, основы которых изучаются в курсе обществознания, из СМИ, но при этом обязательно должно быть дано пояснение, каким образом данный конкретный факт подтверждает или опровергает высказанную точку зрения.
Вариант 9
Автор полагает, что для сохранения памятников культуры необходимы не только краеведческие знания. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите этот вывод двумя аргументами (объяснениями).
Таким образом, для того чтобы подтвердить данный вывод, недостаточно будет сказать, что необходимы еще, например, и этнографические знания. Важно объяснить, что этнография, будучи наукой о культурных особенностях различных народов, сможет помочь найти, обобщить и сохранить информацию о культуре и образе жизни различных этносов. Знание физики и химии само по себе не будет являться аргументом, а вот пояснение, что знание этих дисциплин помогает при консервации, реставрации памятников культуры, - да.
Однозначно можно сказать, что возможности данного пособия для подготовки к экзамену в целом и для отработки отдельных его аспектов действительно широкие, задания оригинальные, разнообразные, а пояснения к заданиям ясные и логичные. Но собраться к экзамену, который, согласитесь, не прогулка налегке, должен каждый сам. Мы только напомним о необходимости захватить компас!

​Анна ШЕЛИЯ, учитель истории и обществознания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015