В мире наиболее известны четыре фьордовых района, расположенные на западных побережьях Норвегии, Чили, Новой Зеландии и Северной Америки. Одна из ветвей самого длинного гренландского фьорда Скорсби вдается в сушу на 350 километров. Второй по величине - Согне-фьорд (более 200 километров!) - расположен в Норвегии. В переводе со старонорвежского языка название этой страны означает «северный путь». От заполярного Нарвика до Тронхейма мы проделали всего лишь малую (тысячекилометровую!) толику этого пути, вся длина (имеется в виду протяженность береговой линии) которого составляет более 25 тысяч километров. Самая удивительная и захватывающая природная изюминка этой дороги - норвежские фьорды.
Они сразу, как только мы спустились к морю, поразили своей красотой и величием. Чем глубже врезается фьорд в сушу, тем яснее и удивительнее его скальная геометричность.
Иногда водная чаша так тесно обставлена скалами, что затрудняешься определить, река, озеро или морской залив перед тобой. Самый, пожалуй, характерный признак фьорда - это лента водорослей на берегу. Океанские приливы и отливы с равномерной периодичностью туда-сюда гоняют воду даже в самых отдаленных частях фьорда. Наш путь пролег через фюльке (губернию) Нурланд. На юго-западе от ее центра - города Буде - в фьорде можно наблюдать самое сильное приливное течение Сальстраумен. С высокого моста, построенного в самом узком месте, можно наблюдать, как водный поток, извиваясь, пузырясь, вскипая пеной и образуя водовороты, с бешеной скоростью проносится мимо.
В результате отливов берега фьордов обнажаются иногда на сотни метров, представляя собой покрытые болотцами, лужицами, песчаными пустошами пространства. С камней, похожих на копны, свисают гирлянды водорослей с отростками, унизанными фасолевидными бусинками. Между камнями снуют раки-отшельники, какие-то блошки, жучки. Тишина. Слышно только, как с крутых склонов стекает вода, где-то тарахтит мотор возвращающегося с рыбалки суденышка.

Переправы, мосты, тоннели…
...Вцепившись в руль, в мысленно-немыслимом, но душевном - это точно - напряге я медленно продвигался по бесконечному темному коридору. Проехал треть, может, меньше, может, больше. Тут время и ощущение пути как бы отсутствуют. Просто крутишь педали. Вдруг сзади раздался истошный крик, исковерканный и усиленный эхом. Он мог принадлежать только моему спутнику. Колесо чуть вильнуло, под ним что-то хрустнуло, и я врезался в шершавую холодную стену. В общем-то, не опасно и не очень больно, но довольно неприятно. А главное - кольнул вопрос: что могло случиться?..
Вода фьордов удлинила и усложнила путь, люди упростили и сократили его. Суденышки разных типов и размеров связали берега заливов. Пару раз мы пользовались паромными переправами. В красивых прыжках мосты взлетали над скалами, властвуя над пространством и прочерчивая новые короткие пути. Как сквозь игольные ушки, мы проскакивали через многочисленные тоннели. Это был своеобразный велосипедный тоннельный экстрим. По своеобразию маршрута, новизне и остроте впечатлений он наряду с викингами, морской рыбалкой, северным сиянием вполне может быть одной из туристических норвежских завлекаловок. Нет числа норвежским тоннелям. Они прошили все изрезанное фьордами побережье. На шестидесятикилометровом участке автомобильной дороги от Сталхейма до Флома находится сорок семь тоннелей. Между Бергеном и Осло проложен самый протяженный автомобильный тоннель в мире - Леэрдал. Его длина достигает 24,5 километра. Преодоление этого подземного коридора не для слабых нервов. В машине ты под защитой ее крыши и всяких хитрых приборов, а главное - скорость, с какой преодолеваешь этот путь. На велосипеде же совсем другое телесное и душевное состояние, которому, понятно, соответствуют и мысли.
…Крик еще пару раз повторился. Потом наступила тишина. Тоннель как-то сразу опустел, из него как будто стал уходить воздух. Машин ни спереди, ни сзади не было. Было слышно, как где-то капает вода. Я стоял и ждал спутника. Он подъехал и бодро так сказал: «Давай я еще раз крикну. А ты на камеру снимешь. Хочу сказать, как я жену люблю. Эхо тут знатное. Ей будет приятно». Пришлось согласиться. Любовь - дело святое.

Мастера
«У тебя есть мечта?» - тихо спросил Эйвин. «Конечно… - я быстро перебрал ворох желаний (с мечтами как-то было туговато) и выудил первое попавшееся: - Ну, хотя бы успешно завершить это путешествие». «У каждого человека она должна быть… Я вот мечтаю, чтоб наконец небеса одарили нас дождем. Третий месяц в долине ни капли влаги». Мастер поднял над головой затянутый сеткой большой круг, с которого свисали перья. Подобные круги разных размеров висели на стене. «Это ловушки для снов. Мечты тоже там задерживаются. Так я думаю. Твое путешествие - это настоящая хорошая мечта. Это путь к себе... Самый трудный путь». Так мы беседовали с Эйвином Стерненом в его доме-музее в живописной долине Дандерленд. Заехали мы сюда случайно. Увидели на обочине деревянного идола (кажется, это была фигура викинга) и надпись на столбе Art and silver и свернули с шоссе. Art - это искусство, silver - серебро. Насколько они совместимы? Ответ в усадьбе Эйвина был прост и не требовал комментариев и уточнений. Издавна в долине добывалось серебро. С древних времен этот драгоценный металл был путем к богатству и крыльями творческого вдохновения. Изящные миниатюрные украшения, которые делает Эйвин, - это заработок, средство для существования (самого мастера и его восьмерых детей) и в то же время настоящее искусство, фантазия художника. Ее отпечаток на всем, что собрано под крышей его гостеприимного дома. Это и ловушки для снов, и горные породы с блестками драгоценных камней, и красиво оформленные рога оленей, и всякие поделки из дерева, и орудия труда самых древних обитателей края, и старинные инструменты (в том числе и музыкальные), которыми пользовались местные жители еще в эпоху викингов, и таинственные магические предметы с руническими надписями, и картины (авторство многих из них принадлежит жене Руби). Среди «экспонатов» я обнаружил алюминиевую коробочку (что-то типа портсигара), на крышке которой было выцарапано сердце, пронзенное кинжалом, а сверху выбита надпись «Вася». Эйвин объяснил, что во время последней большой войны тут находился лагерь для военнопленных, которые строили железную дорогу. Все это давно в прошлом, однако Норвегия и норвежцы хранят память о тех суровых временах, об их свидетелях и жертвах. Среди них оказался и тезка моего спутника. Такая вот связь через годы и расстояния. Вверху, под самым потолком, в мастерской Эйвина висит одно из его арт-творений - искусно выгнутая из проволоки ладья, а в ней фигурки людей. «Это люди, которые покинули этот мир. Но время от времени они возвращаются к нам», - сказал Эйвин. «В снах? Мечтах? - не удержался я от вопроса. - Для этого и ловушки?» Мастер ничего не ответил, только задумчиво прищурился, будто что-то хотел разглядеть внутри себя, потом тряхнул гривой волос, при этом игриво блеснули маленькие сережки в ушах, и сказал: «Идемте, я лучше вас чаем угощу из наших горных трав». И мы стали пить удивительно душистый чай, благодаря дорожную судьбу за эту удивительную встречу.

Полярный круг
Было холодно и ветрено. И унылый пустынный каменистый пейзаж с белыми снежными проплешинами вдали не радовал. Однако небо было синим, просторным и очень чистым. И ярко светило солнце. И был восторг, и торжественность момента крепко держала нас в своих объятиях. Мы достигли черты, к которой стремились. За ней будут другие рубежи. Но и другая (новая!) жизнь. Какая? Пока этого нам не дано знать. Но в ней обязательно будет больше солнца, тепла, зелени. Ведь мы достигли полярного круга и теперь движемся на юг.
Для того чтобы осмыслить себя в пространстве, как-то даже очертить временные рамки всего сущего вокруг себя, человек взял и расчертил земной шар (после того, конечно, как убедился, что он действительно шар, а не параллелепипед) на параллели и меридианы. Теперь у любой точки на планете есть свои координаты. Среди них есть и свои символические точки отсчета, свои круги. Скажем, нулевой меридиан. Или экватор. Или полярный круг. Воображаемая линия на поверхности планеты, выше широты которой (то есть дальше от экватора) бывают полярный день и полярная ночь. Это одна из пяти главных параллелей, обозначенных на карте Земли. И не только на карте. Везде, где есть дороги (даже водные), пересекающие эту черту, установлены символические знаки. В России (на Енисее, в Карелии, Салехарде - тут мне довелось побывать) это скромные обелиски, стелы, пирамидки. Возле финского города Рованиеми, через который пролег наш маршрут, это целый комплекс туристических объектов, изюминкой которых является офис Санта-Клауса. Дальше наш путь пролег по заполярной зоне Швеции и Норвегии. Достигнув Атлантики, мы стали стремительно спускаться вниз. И вот на трассе Е6, которой мы все время придерживались, на высоте 680 метров над уровнем моря в фюльке (округе) Нурланн на границе национального парка Салтфьеллет-Свартисен мы снова оказались у заветной черты. Мимо этого места не проедешь. Центр полярного круга был официально открыт в 1990 году одновременно с завершением строительства новой автомагистрали через горы Салтфьеллет. Так норвежский полярный круг стал серьезным туристическим объектом. Здесь за 50 крон (около пяти евро) можно купить себе на память сертификат «о пересечении полярного круга» и поставить на почтовую марку специальный штемпель. Вокруг продается куча сувенирных белых мишек, троллей, камней с надписью «полярный круг», можно купить маску викинга или тролля, приобрести разные кружечки, перчатки, свитерки и прочие бытовые мелочи. Есть там, конечно, и рестораны, и туалеты, и всякие другие заведения - все, что желудку и душе угодно. Кошельку в том числе. Если он, конечно, достаточно полный. Рядом с комплексом на холме высится устремленная в небо деревянная фигура с четырьмя символизирующими части света гранями-крыльями, испещренными руническими знаками и пиктограммами. Вокруг на склонах разбросаны каменные пирамидки разных размеров. На некоторых видны надписи. В основном имена. Это своеобразная дань туристов из разных стран (вне зависимости от толщины их кошельков) местным троллям, которые охраняют эти дикие горные угодья.
…Человек живет до определенной черты. И тогда, когда ее переступает. И переступив ее. Черта за спиной - некая точка отсчета. Обретение новой энергии и новой цели. В дороге это очень важно.