Что знает современный ребенок о том, как его родители зарабатывают на жизнь? Да практически ничего. Конечно, во многих семьях все же принято говорить о работе. Кто-то из отцов отведет сына на завод, чтобы посмотреть на станки, если начальство разрешит. Кто-то даст посидеть в кабине своего грузовика или маршрутки. И все. В некоторых семьях вообще стесняются упоминать при детях о том, откуда берутся деньги. Незачем объяснять ребенку, что значит «налоговая оптимизация» и «экономия расходов». Дети отчуждены от того, чем занимаются родители. Работа и семья - это абсолютно разные миры…
В цирке из-за разъездного образа жизни все по-другому. Живет в Омске семья Павловых - три поколения. Дедушка, Вячеслав Иосифович, родился в Москве. Все родственники - там. Они с братом выбрали себе цирковую карьеру - вдвоем работали силовой акробатический номер. Попали в старый цирковой коллектив с огромными традициями «Сияние маленьких звезд». Недавно ему исполнилось 70 лет. Во время гастролей в Омске Вячеслав Павлов, тогда просто Слава, встретил свою любовь. Лариса получила образование фармацевта, жила с родителями на окраине города. А цирк - это свет, огни, совершенно другое ощущение мира. Для того чтобы быть рядом с Вячеславом, тоже решила связать жизнь с цирком. В коллективе требовался костюмер, и Лариса Дмитриевна пошла учиться на курсы кройки и шитья. Ее работой стала ослепительная красота артистов, которой восхищался зритель.
У Ларисы Дмитриевны и Вячеслава Иосифовича родилась дочка Света. Из роддома малышка поехала не домой, а в цирковую гостиницу, где ее уже ждали все артисты. Ребенок-«опилочник», как называют цирковых детей (ведь раньше в манеже были опилки), - общий праздник для всей труппы и общие заботы. То, что дочь стала артисткой, родители восприняли как совершенно естественное. Светлана выступала с номерами «Хула-хупы» и «Антипод» - жонглирование ногами. А ставил эти номера отец, он к тому времени уже перестал выступать сам, обучал молодых…
15 лет назад у Светланы родился сын. Назвали Славой в честь деда. Отец ребенка погиб в ДТП, когда ему было 4 года. Он тоже был артистом цирка, с девяти лет работал в акробатическом жанре, позже - в джигитовке. Но Светлане было проще, чем большинству обычных вдов, - малыш воспринимался в коллективе как «общее достояние».
- Любой праздник, день рождения - каждый из труппы старался что-то мне подарить, - вспоминает Слава Павлов. - Все были, как родственники. Поэтому выпрашивать игрушки у мамы просто не нужно было.
Детство Славы повторяло детство матери: сначала костюмерная бабушки, потом первые шаги на манеже. Первые деньги он заработал в четыре года. Светлана Вячеславовна вспоминает:
- Выступали мы в Ярославском цирке, в нашем коллективе был номер «Велофигуристы». Директор цирка, известнейший Станислав Геннадьевич Трахтенберг, однажды спросил: «Твой сын на велосипеде умеет ездить? Давай введем его в номер, пусть себе на шоколадки зарабатывает!» После этого номер «Велофигуристы» стал заканчиваться тем, что Слава выезжал на манеж, делал круг, потом комплимент - кланялся и вместе с артистами убегал за кулисы. Зрителям очень нравилось, аплодисменты были от души!
- Так можно выступать лет до семи максимум, - вступает в разговор Слава. - Потом нужно научиться делать что-то уникальное, или ты уже неинтересен зрителю.
Амплуа «милого дитя» закончилось, когда Слава пошел в школу. Но дел, доступных ребенку, в цирке предостаточно. Помогал бабушке в костюмерной. Выходил вместе с артистами на парад для массовости, помогал рабочим манежа. Когда дедушка с бабушкой ушли на пенсию, стал ассистентом у мамы - подавал ей предметы во время номеров. Параллельно репетиции. Решил попробовать себя в достаточно сложном жанре - жонглирование на моноцикле. И просто ездить на одноколесном велосипеде достаточно нелегко, а одновременно кидать булавы тем более. Требуются годы тренировок, чтобы каждое движение стало естественным.
С учебой, как у всех цирковых детей, случалось по-разному. Гостиницы, в которых живут артисты, обычно расположены в центре города. Школы вокруг них в последнее время превратились в навороченные гимназии и лицеи, которые заполняются детьми из богатых семей. Впрочем, дело даже не в этом, а в том, что в таких «центровых» гимназиях обычно идет углубленное изучение отдельных предметов. Скажем, уровень преподавания иностранных языков в них гораздо выше, чем в обычных школах. Поэтому в некоторых городах цирковых ребятишек пытаются отправить учиться в школы попроще, которые зачастую находятся неблизко от цирковой гостиницы. Перед Славой встал выбор: каждый день мотаться куда-то на общественном транспорте или… хорошо знать все предметы, так, чтобы в любом лицее, протестировав его знания, соглашались принять на временное обучение. Слава выбрал второе. В результате стабильные пятерки и четверки.
И еще один момент, который очень важен в воспитании, но который современная официальная педагогическая наука просто не замечает: циркового ребенка окружают в основном взрослые люди, ровесников обычно немного, если они вообще есть. Конечно, в любом коллективе бывают и ревность, и конфликты, и скандалы. Тем более если среда артистическая. Но дети вне конкуренции.
Подростком Слава увлекся музыкой. Как большинство мальчишек, слушал рок и мечтал играть «круто». Неожиданно оказалось проще, чем ровесникам. Не нужно было просить деньги на какие-то курсы.
- В Ростове в оркестре был барабанщик дядя Гена, - вспоминает Слава. - Научил меня играть на ударных инструментах. Азам, конечно, но мне очень понравилось.
Действительно, работники цирка вне зависимости от профессии относятся к детям по принципу «крутится под ногами мальчишка - так почему не показать то, что умеешь сам, раз ему интересно». Примерно так было веками и в крестьянских общинах, и в ремесленных цехах: обучение «вприглядку», потом по принципу «подай - принеси», затем доверяются какие-то простейшие задачи…
В Воронеже учил барабанщик из оркестра. А уже в Омске, в отпуске, наняли педагога, купили гитару. Поехали на гастроли, пришлось самому развиваться. Через какое-то время решил попробовать играть на бас-гитаре. Часть восьмого и девятый класс Слава учился только в Омске. Коллектив «Сияние маленьких звезд» из-за организационных проблем переживает нелучшие времена. Официально это называется «временный простой», Светлана не выступает, ее лишь иногда задействуют в Омском цирке. Другой человек начал бы страдать от невостребованности, но не она. Оказалось, что человек с навыками хореографа и режиссера - цирковые артисты часто сами «сочиняют» свои номера - очень нужен в лицее, где учится сын. Классный руководитель теперь забыл о том, что такое проблемы с организацией художественной самодеятельности, класс побеждает на различных конкурсах… На Последний звонок Светлана Вячеславовна поставила с девятиклассниками шикарный номер: ребята в 16 пар танцевали вальс, да не просто так, а с красивыми перестроениями, сменами партнеров, поклонами учителям.
И это тоже нормально. Сначала Слава жил работой взрослых, теперь мама погружается в его интересы. Сейчас Слава с ребятами играет рок и инди в группах «Трезвость» и «Нечто противоположное всему этому». Уже были первые выступления в клубах.
- Опять начал «зарабатывать на шоколадки», - смеется Светлана.
Хотел бы поступить в университет на факультет культуры, там преподает гитару руководитель циркового оркестра. Но обучение на факультете, к сожалению, только платное. Поэтому на первый план выступает другое увлечение - история. Педагог, преподаватель истории - Слава вполне видит себя и в этой роли, причем именно в школе. Однако все это будущее. Никто не знает, как оно сложится.
Важно другое. В свои 15 лет Слава Павлов в отличие от многих ровесников понимает, что деньги даются трудом, причем трудом порой изнурительным, изматывающим. Но, с другой стороны, тот же труд может давать огромную радость. Он знает, что человек оценивается не по тому, как одет, а по тому, что умеет.

Омск