Что помогает претворять эту программу в жизнь, какие трудности при этом возникают и в чем особенность управления школой-новостройкой, Елена Дерипаска рассказала в рамках семинара «Школа молодого директора», организованного кафедрой управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. По словам руководителя школы №604, самыми сложными для школы-новостройки можно считать первые два года.
- Особенностью любого нового микрорайона, наверное, является то, что жизнь для всех здесь начинается, как с чистого листа, - поясняет Елена Дерипаска. - Все жители находятся в процессе адаптации, в том числе дети, родители, учителя. Для директора школы, которая только-только начала свою работу, главной задачей становится сплочение этого большого и разношерстного коллектива учителей, детей и родителей. У нас ведь не только дети приехали из разных регионов и стран ближнего зарубежья, но и учителя. Из моей команды, а я ранее руководила образовательной организацией в Выборгском районе, со мной пришли только 2 человека, остальных членов коллектива нужно было набирать заново. Скажу честно, что в первый год шла серьезная утечка кадров. Кого-то смущали переполненные классы, вторая смена, большой объем работы, кто-то понимал, что педагогика - это все-таки не его стезя, и т. д. Мне потом педагоги, шутя, говорили, мол, вы нас предупреждали, что будет трудно, но не предупреждали, что так.
- Елена Ивановна, а на что вы обращали внимание при подборе кадров?
- Конечно, желателен был опыт работы, хотя у нас были заявки и от молодых специалистов. Однако при личном собеседовании я прежде всего смотрела, увлечен ли человек профессией, готов ли преодолевать трудности. Я сама выросла из учителей начальных классов, и передо мной никогда не стояло проблемы - тратить или не тратить личное время на класс. Поэтому мне нужны были педагоги-энтузиасты, подвижники, альтруисты. Кроме того, жилой район удален от Санкт-Петербурга, и поэтому только школа могла стать как учебным центром, так и очагом культуры, местом, где у детей и взрослых была бы возможность раскрыться. Мы уже в первый год работы на добровольческой основе открыли множество кружков, как спортивных, так и творческих. Через полгода уже официально начал работать школьный спортивный клуб, а еще через полгода открылось отделение дополнительного образования. В 2016 году наши ученики пополнили ряды Российского движения школьников - РДШ. В 2017 году в Пушкинском районе на базе нашей школы был создан первый отряд Юнармии. Уже более 60 учеников изучают военные дисциплины, учатся строевому шагу, изучают историю военного дела и мечтают о мужественных профессиях.
- Вы подчеркнули, что очень важно было создать на первых порах жизни в новом микрорайоне очаг культуры. Почему?
- Потому что так легче проходят адаптация, социализация. По сути, все население Славянки нужно было адаптировать к тому, чтобы оно стало частью Санкт-Петербурга, частью исторического Пушкинского района. Представьте: новый жилой район, еще строящийся, у жителей много тревог по поводу транспортной доступности, отсутствия социальной инфраструктуры и т. д. На родительских собраниях нам приходилось успокаивать людей, сравнивать нашу новую жизнь с переездом в новую квартиру. Ведь там всегда сначала делается ремонт, и этот период нужно просто пережить, набравшись терпения. Мы всегда подчеркивали, что, несмотря на трудности, нужно помнить: рядом с нами такие исторические жемчужины, как Царское Село, Павловск, но главное - мы вместе и хотим, чтобы нашим детям было хорошо.
Конечно, когда я работала над программой развития школы, я понимала, что у наших учеников очень разный уровень подготовленности. Кто-то из детей приехал из гарнизона, из сельской местности, где не было учительницы или вообще не было конкретных предметов, кто-то учился по разным программам, по разным учебникам и т. д. Необходимо было поначалу просто привести знания к общему знаменателю. Поэтому мы ввели систему образовательного минимума, то есть того, что нужно знать в том или ином классе, и, кстати сказать, этот опыт мы позаимствовали у академической гимназии №56. Также выстроили систему консультационных занятий для тех ребят, которым трудно. Конечно, было непросто, но мы всегда прислушивались к критике, что-то корректировали и предлагали новое решение. На выравнивание ушел примерно год, а сейчас мы уже можем акцентировать внимание на одаренных детях и тех, кому трудно справиться с программой. У нас продолжают работать творческие группы педагогов в рамках методических объединений, когда ребята могут приходить на дополнительные занятия не к своему учителю, а к другому педагогу-предметнику. Этот подход доказал свою эффективность, поскольку иногда ребенку легче усвоить тему, когда он слышит объяснение не от своего педагога. Также у нас практикуется взаимопосещение уроков учителями. Это, безусловно, приобретение нового опыта, поскольку многие педагоги приехали из других регионов и демонстрируют свои интересные приемы. За 4 года работы успеваемость учеников существенно повысилась, и сегодня мы занимаем 2‑е место среди школ Пушкинского района по результатам ЕГЭ по профильной математике. Также у нас появились свои «звездочки». Например, наш выпускник Андрей Белогур стал победителем гуманитарной телеолимпиады «Умницы и умники».
- Известно, что район Славянка в основном заселялся семьями военнослужащих. У детей из таких семей, наверное, отношение к школе как к чему-то временному?
- Да, иногда это проскальзывает, у некоторых ребят это уже 5‑я или 6‑я школа за жизнь, но мы стараемся, чтобы ребенок школу полюбил или хотя бы запомнил, как к нему здесь относились. Стараемся придумывать и укреплять традиции. Например, есть традиция, которая родилась спонтанно, но мы без нее уже не представляем свою жизнь. Еще перед первым днем учебы я подумала, что все мы придем на первую линейку, все одеты по-разному, никто никого не знает, и дети не смогут понять, где родитель, а где учитель. Тогда мы за два дня до первого сентября сшили красивые шарфики, а перед линейкой надели их. И дети, и родители сразу увидели, что тот, кто в шарфике, - это работник школы и к нему можно обратиться. С тех пор весь педагогический коллектив надевает в праздничные дни фирменный шарфик. Кроме того, для каждой знаменательной даты мы тоже придумали свою форму одежды. К примеру, на лицейский бал 19 октября все представительницы прекрасного пола надевают платья, а представители сильного пола - костюмы.
- Елена Ивановна, проблема многих школ-новостроек во второй смене.
- Согласна, что это проблема, но она, увы, зависит не от нас. В нашей школе пока в две смены учатся только начальные классы. В Славянке уже есть три школы и запланировано открытие еще двух новых школ. Так что с нетерпением их ждем. А сейчас у нас, как в армии, все должно идти четко и по графику, чтобы успели те, кто учится во второй половине дня. Конечно, особенностью школы-новостройки является то, что классы здесь большие. В частности, у нас наполняемость классов 36‑42 человека. Можно сказать, что наши учителя работают почти в боевых условиях, и я им благодарна за их самоотверженный труд. Иногда слышишь разговоры о том, что в советское время в классах сидело по 45 учеников и учителя справлялись. Однако нужно учитывать, что тогда поколение было другое, да и общество тоже было иное. Сейчас все иначе. Многим родителям катастрофически не хватает времени на детей, поэтому на школе лежит большая ответственность, в том числе за воспитание ребят.
На мой взгляд, кадровый вопрос всегда будет стоять на повестке дня, потому что именно кадры часто определяют вектор развития образовательной организации. К примеру, я задумывала, что в школе пристальное внимание будет уделено изучению английского языка, но сильные математики и информатики позволяют нам динамично двигаться вперед и в инженерном направлении. Сегодня в педагогический коллектив каждый год вливаются новые кадры. Это происходит, потому что ежегодно увеличивается контингент детей. Интересных и творческих педагогов мы ищем везде. Спрашиваем у родителей. К примеру, они могут рассказать о хорошем учителе, работавшем в их школе, и если оказывается, что педагог также обосновался в Славянке, мы его уже ждем. Также бывает, что предлагаем родителям пройти курсы по переподготовке и вести тот или иной кружок в отделении дополнительного образования. Таким образом, мы уже взращиваем свои кадры. Так постепенно складывается коллектив единомышленников, в котором работать комфортно и приятно.

Санкт-Петербург