Форум проходил в столице уже четвертый раз и традиционно собрал около двух тысяч учащихся и педагогов. Организаторами выступили Департамент информационных технологий г. Москвы, городской проект «Школа Новых Технологий» при поддержке Департамента образования, РАЭК и РОЦИТ. Основные дискуссии развернулись вокруг вопроса о том, какие знания в цифровую эпоху нужны школьникам и как эти знания вкладывать им в головы. Предлагаем самые яркие фрагменты выступлений.
Дмитрий ЧИСТОВ, директор по коммуникациям Института исследований Интернета:
- У нас дефицит информации о том, как юные россияне «потребляют» Интернет. Когда ребенка спрашивают: «А чем ты занимаешься в Интернете?», на первом месте всегда: «Использую его для учебы!» Но мы же прекрасно понимаем, что это не так. Поэтому решили выяснить правду. В этом нас поддержало множество организаций, и сейчас данные практически готовы к публикации. А пока ряд ключевых цифр, которые взрослые - и педагоги, и родители - обязаны принять в расчет.
Интернетом в России пользуются 93% детей от 5 до 11 лет. Ближе к верхней возрастной границе этот показатель равен почти 100%.
Уже в 5‑7 лет 39% времени они проводят в Интернете самостоятельно, а к 8‑11 годам и того больше - до 55%.
Интернет стремительно «мобилизуется». Падает проникновение в Сеть с десктопов и ноутбуков. Основным пропуском в Интернет для ребенка 8‑11 лет становится смартфон (67%). Среди малышей также популярны планшеты.
У большинства детей есть собственные гаджеты (в 8‑11 лет - у 74%, у детей помладше - у 44%, что тоже немало.). Это действительно портал в их персональное пространство, которое перешло в цифровую среду. Лет 10‑15 назад главным личным пространством ребенка была своя комната.
Родители думают, что в большинстве случаев (59%) дети пользуются Интернетом исключительно дома. Это иллюзия. Ясно, что смартфон в кармане или планшет в рюкзаке позволяет выйти в Сеть практически отовсюду.
Дети, которым сейчас 8‑11 лет, начали активно использовать Интернет, когда им было по 6‑7. Но сегодняшние 5‑7‑летки уже резво отодвинули этот старт к 4‑5 годам. Существенный скачок!
Несколько слов о соцсетях. Самая популярная площадка, на которой разворачивается виртуальная жизнь российских школьников, - ВКонтакте. Благо есть там и школьные, и образовательные группы. Следом идут YouTube и Instagram. В первой двадцатке также множество игровых платформ. Дети активно пользуются и различными мессенджерами, в частности Tik Tok, для создания и обмена видео с друзьями по всему миру.
Кто должен обеспечивать безопасность ребенка в Интернете? 68% родителей детей в возрасте 8‑11 лет уверенно показывают на себя. У 5‑7‑летних процент сознательных мам и пап еще выше - 85. А треть (32%) родителей, которые сами почти не пользуются Интернетом, возлагают главную ответственность в этом вопросе на учителей и школу.

Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Центра технологической модернизации образования Департамента образования города Москвы:
- Мы работаем, чтобы наши дети могли сказать правду: «Мы используем наши девайсы, Интернет в образовательных целях!» И чтобы эта правда действительно стояла на первом месте среди ответов на вопрос: «Для чего тебе Интернет?» Наша задача - быть современниками нашим ученикам, если уж мы не можем быть их ровесниками. Именно поэтому мы стали участниками уникального проекта «Московская электронная школа». Таких технологий применения пользовательского контента в образовании нет больше нигде в мире.
Но могут ли технологии работать вместо учителя или за него? Думаю, что нет. А сможем ли мы преподавать без технологий? Скажу честно: плохой урок можно дать и без МЭШ, и с МЭШ. А возможен блестящий урок без новых технологий? Наверное, он будет полезным. Но будет ли он современным?
Как только мы не называем наших школьников! И «поколение next», и «z», и «клипового мышления», и «позднего развития долей». Правда это или нет, большой вопрос. Клиповое мышление - они с ним родились, что ли? Безусловно, оно как-то формировалось и семьей, и кругом общения, и школой, и СМИ, и социальными медиа. Вопрос только в силе нашего влияния на формирование этого поколения next.
Мои ровесники знают, что дети по части любознательности, интереса к жизни, желания общаться, в общем-то, не сильно изменились. А вот технологии, которыми они для этого пользуются, изменились кардинально. И наша задача - поставить эти технологии на пользу им и себе.
Проект «Московская электронная школа» - это значительно больше, чем просто журнал - дневник - библиотека. МЭШ как программа уникальна. Она разработана Департаментом информационных технологий и получила международное признание. Этой осенью коллеги привезли из Финляндии диплом МЭШ как вошедшей в число ста лучших инноваций в области образования в мире.
МЭШ дает прекрасные данные для аналитики. Мы знаем, например, что ее ежемесячная учительская аудитория более 50 тысяч педагогов всех возрастов и всех предметов, сообща создающих потрясающий образовательный контент для электронной библиотеки проекта. Это очень популярный и любимый учителями сервис.

Антон МОЛЕВ, председатель Комиссии по образованию Мосгордумы:
- МЭШ продолжает систему электронных сервисов Москвы. Его наполняют не только столичные учителя или департаменты информационных технологий и образования. Это открытая система, в которую свои качественно выполненные элементы могут вносить любые заинтересованные в развитии системы люди и городские организации. Власти столицы дали задание всем департаментам подумать, какие свои ресурсы и в каком виде они могли бы включить как кейсы в МЭШ. Кроме того, это могут быть и школьники, и студенты вузов, и преподаватели. Открытость и развитие потенциала МЭШ очень важны. Это не замкнутая система, она будет развиваться.
Мы ищем общий язык с ребенком. А цифровые технологии - поле поиска этого языка. Речь идет о диалоге с детьми, рожденными в цифровую эпоху, они аборигены этого цифрового мира. И нам надо понимать, какие тренды в нем присутствуют.

Светлана РОМАНОВА, руководитель направления «Информатизация в образовании» Департамента информационных технологий города Москвы:
- Программное обеспечение, которое позволяет полноценно использовать МЭШ, внедрено уже во всех школах города и широко используется. Инфраструктура ее постепенно догоняет, и до конца года мы планируем полностью дооснастить все здания, в которых проходит учебный процесс с 5‑го по 11‑й класс (установим интерактивные панели, подключим wi-fi, обновим ноутбуки учителей).
Отдельно скажу про библиотеку МЭШ. Это основной новый инструмент, который внедряется на протяжении последних двух лет, учителя сами его наполняют. Рост контента грандиозный! В общий доступ педагоги выложили для обмена друг с другом около 30 тысяч сценариев одних только уроков, и это лишь один из типов контента! Там же находятся и электронные учебники, и тестовые задания.
Два самых серьезных тренда в МЭШ: развитие игровых механик с добавлением гейм-образовательного контента и образование, адресно ориентированное на каждого ребенка. Потому что, только понимая скорость освоения конкретным учеником материала, можно предлагать то, что ему подходит наилучшим образом.

Александр СУРКОВ, и. о. директора школы №1576:
- Детство меняется. Наши дети живут в таких условиях, которые не похожи ни на какой другой исторический период. Школа не просто пытается ответить на вопрос, как использовать новые технологии. Перед ней сверхзадача будущего. Дети, которые сегодня пришли в первый класс, окончат школу в 2030 году. Нынешние дошколята - еще позже. Каким будет мир тогда? Сложно предсказать. Но учитель должен подготовить ребенка к жизни именно в том мире. Это, повторяю, сверхзадача. Вы видите, насколько дети, школьники сегодня погружены в Интернет, в соцсети. Они живут этим. И современный учитель, по сути, является навигатором ребенка в сетевых структурах, выстраивает его индивидуальный маршрут.

Александр ГУЛИН, сооснователь Народной учительской электронной методической среды (НУЭМС):
- Учитель будущего умеет не только что-то создавать, он готов делиться знаниями и транслировать свои лучшие практики в общественную среду. Пока еще это не очень развито. Педагоги не всегда охотно раскрывают профессиональные секреты коллегам. Поэтому нужно совершенствовать и расширять инфраструктуру, которая позволит достичь эффекта синергии, когда учителя разных школ объединяются, например, для совместного создания уроков, их облачного редактирования, для проектирования и разработки образовательного контента, полезного всем.

Сергей ГРЕБЕННИКОВ, директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ):
- Москва активно откликается на наши предложения о сотрудничестве. Весной, например, в одной из школ мы запустили «пилот» урока по цифровой грамотности для 5‑8‑х классов. Это как раз то, что нужно сегодня внедрять: не навязывать, а реально применять с пользой и для учеников, и для учителей.

Сергей ПЛУГОТАРЕНКО, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК):
- Сейчас айтишник - самая востребованная профессия. Она позволяет работать дистанционно и во всех отраслях. Быть айтишником модно, круто, перспективно и денежно. Сегодня в России цифровая экономика дает 5% ВВП страны, а трудятся в этой сфере всего около 2,5 млн человек. Представляете, какая у них эффективность! И, что очень важно, они умеют учиться, готовы перестраиваться, применять свои умения к новым задачам в самых разных сферах. И бизнес, и госструктуры готовы принимать их с распростертыми объятиями. Так что надо помогать ребятам становиться цифровыми специалистами.

Дети по части любознательности, интереса к жизни, желания общаться, в общем-то, не сильно изменились. А вот технологии, которыми они для этого пользуются, изменились кардинально. И наша задача - поставить эти технологии на пользу им и себе.