Ирина ГОНЫШЕВА, директор Школы имени кавалера ордена Красной Звезды А.И.Гонышева, абсолютный победитель II Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017, Оренбургская область:
- Инициатива учеников - это важно и нужно. Когда ученики приходят ко мне, директору школы, первое, что я им говорю: «Смотрим законодательную базу». Разрешено то, что не запрещено. Если нет запретов, то надо узнать мнение сообщества - учеников, учителей, родителей. Когда все «за», то и решение принимается положительное. Например, ко мне пришли учащиеся, которые просили проводить спаренные уроки. Изучив законодательную базу, мы выяснили, что в старшей школе этому ничто не мешает. Так и решили: спарить уроки для углубления и погружения в предмет. И таких примеров много.

Оксана ЕФИМОВА, директор школы №18, серебряный призер Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2018, Братск, Иркутская область:
- Первое, что приходит в голову, - парадокс ситуации. Как можно требовать то, что установлено не только локальными актами, но и федеральным законодательством? В пункте 1 статьи 38 Закона «Об образовании в РФ» читаю: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правилам ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей...» Локальные акты, такие как правила внутреннего распорядка обучающихся, положение о требованиях к одежде обучающихся, принимаются нами с учетом мнения совета обучающихся, попечительского и педагогического советов. Почему десятиклас­сник не обратится в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений? Если эти коллегиальные органы есть в образовательной организации, а совет учащихся не игра в демократию, ситуация легко разрешима.
Читая о ситуации в петербургской школе, испытываешь ощущение надвигающейся грозы. Не выслушаешь, не примешь профсоюз - пойдут дальше. А что за этим дальше, можно только предполагать. Восьмиклассница нашей школы только что вернулась с III съезда РДШ с идеей введения рейтинговых таблиц классов. Я согласилась с ней, но объяснила, что нужно согласовать. В понедельник - педагогический совет (это учителя), во вторник - попечительский совет (родители), в среду - совет самоуправления (дети), в четверг и пятницу - родительские собрания. И только после этой процедуры мы имеем право двигаться вперед. И, поверьте, это уже не игра! Это сотрудничество и огромное подспорье моей работе как директора школы, заинтересованного в личностном развитии ребят.

Виктор СМИРНОВ, отец семиклассника, инженер, Великий Новгород:
- Частично я поддерживаю питерского ученика. Но кто-то из взрослых должен контролировать требования детей. Пожелать можно все что угодно, например не ходить в школу вовсе. Найти разумную грань между требованиями и возможностями - задача сложная. В первую очередь нужно опираться на существующие нормы. Я не связан со школой, но изучил этот вопрос специально по материалам прессы. Вот что я нашел. В соответствии с санитарными нормами и правилами в день не может быть больше одной контрольной работы. Кроме того, контрольная не может выполняться на первом и последнем уроке. Учителя не должны давать детям проверочные работы на 45 минут на каждом уроке. Если нужно провести тестовый контроль, то только на 15 минут. Предлагаю всем родителям проверить, выполняются ли эти нормы в классе, где учится их ребенок. Нужно создать при каждой школе не формальный, а реально действующий совет, куда входили бы учителя, дети, родители, администрация. И оперативно решать подобные вопросы.

Сергей НЕВСКИЙ, учитель русского и литературы, заместитель директора школы №9, Петрозаводск:
- Школьные активы, советы и другие органы самоуправления есть практически в каждой образовательной организации. И мы, педагоги, должны их поддерживать. Так, у нас 14 декабря состоятся очередные выборы президента школьного самоуправления. Это обычная практика в нашей школе. Выборы проходят ежегодно. Другое дело, как нам в дальнейшем правильно организовать работу этого органа, чтобы мы все вместе работали в сотрудничестве. В нашей практике бывало и такое, когда школьники предлагали мероприятия, от участия в которых педагоги, классные руководители отказывались, особенно если это касалось вечерних общешкольных мероприятий. Приходилось договариваться, переносить дату, согласовывать время. Как правило, нам удавалось найти общий язык.
Петербургский старшеклассник выдвигает вполне понятные требования. Думаю, что руководству гимназии, всем педагогам, активным родителям и ребятам, представляющим школьные сообщества, необходимо собраться, обсудить произошедшее, услышать друг друга и прийти к общему мнению.

Галина ДАЛЕЧИНА, координатор проектов воронежской региональной детской общественной организации «Искра», в прошлом учитель истории:
- Реальное участие в школьном само­управлении для детей, даже старшеклас­сников, - это очень сложно. Я вспоминаю школу, в которой работала учителем истории, - передовая для своего времени, хорошая школа, в которой официально самоуправление было. Что-то мы могли сделать тогда, но определенная грань всегда чувствовалась, и мы, взрослые, не могли за нее перейти, и сами ребята. Сегодня в большинстве школ существуют представительства РДШ, которые занимаются организацией различных мероприятий. Но чтобы они боролись за права учеников, о таком я не слышала. Где-то есть и советы командиров, и советы старост, но по факту в их обязанности больше входит работа по известным направлениям: патриотическое, волонтерское, культурно-массовое. По большому счету это калька того, что происходит во взрослой жизни. Права есть, но осуществить их бывает очень непросто.

Елена ПЕШКИНА, учитель химии школы №26 Ногинского района Московской области:
- Аргументация школьников кажется мне довольно неубедительной. По действующим правилам школа и так не имеет права проводить более одной контрольной в день. Поэтому контролировать этот вопрос должны не профсоюзные органы учащихся, а администрация школы, это ее прямая обязанность. Заранее, в начале четверти, составляется соответствующий график (у нас в школе делается именно так), и даты контрольных согласовываются. Если где-то в школах этого не делается, родители вправе пожаловаться в вышестоящие инстанции. Что касается внешнего вида учеников, то решение о школьной форме принимается управляющим советом школы, это записывается в устав, пункты которого дети автоматически должны выполнять. А вот профсоюз детей - это, по-моему, чушь, общественные организации так не создают. Может, в чьих-то глазах я выгляжу закоснелой и несовременной, но это мое мнение.

Светлана ЕГОРОВА, мама студента, Череповецкий район, Вологодская область:
- Молодцы ребята, если решились отстаивать свои права и интересы! На мой взгляд, действительно школьной форме сегодня уделяется чрезмерное внимание. У нас с этим тоже были проблемы, особенно у мальчиков, которые быстро растут, до скандалов у директора доходило. Общественные организации, но только действительно работающие, обязательно нужно создавать! Не нужно бояться, ведь, если дети отстаивают свои права, а не идут на поводу системы, складывающейся не только в отдельном учреждении, но и в образовании в целом, родители всегда поддержат и помогут. А если родители вместе с детьми берутся за правое дело, обязательно все получится!

Денис ЛЮБИМОВ, отец третьеклассника, Санкт-Петербург:
- Никто не обещал, что с современными детьми будет легко. Мы живем в эпоху широкого информационного поля, и странно было бы не получать таких лидеров в школах. Возможно, это самопиар, а возможно, молодой человек действительно недоволен формальной работой органов ученического самоуправления. А в том, что она формальна, нет сомнений. Например, в нашей школе существует родительский комитет. Что мы там делаем? Слушаем доклад директора о том, как все хорошо и здорово, но нужно вот тут подремонтировать, тут починить, то купить, это организовать. Доносим эту информацию до родителей в классах и либо собираем деньги на школьные нужды, либо что-то организовываем... и ждем следующего доклада.
Мне кажется, эта ситуация в очередной раз показала, что между учителями и учениками существует поколенческий разрыв. Взрослые не видят или не хотят видеть, что дети совсем другие, что они мобильны и бесстрашны. Разве в этом парне раньше не проявлялись задатки лидера? Почему это не использовалось школой?