Почему завял цветок?
Новое испытание на конкурсе - всегда повод для волнений. Тем более ответственно, что свои таланты демонстрируют лауреаты «Воспитателя года России». И плюс ко всему, доклад-презентацию «Мой успешный проект» транслируют в интернет-пространстве на сайте конкурса. И что делать? Получать удовольствие! Это не шутка. Удовольствие получали все - и зрители, удобно расположившиеся в зале, и жюри, сидевшее в первом ряду, и интернет-наблюдатели - тысячи педагогов, родителей, возможно, даже детей, и сами участники. Ведь рассказывали конкурсанты о том, что делают каждый день, и не ради участия в профессиональном состязании, а чтобы ребятам было интересно, чтобы росли они здоровыми, веселыми, умными и любознательными, добрыми и вежливыми.
Проекты были выстроены по всем правилам науки, с целями, задачами, планом исполнения, конечным продуктом и другими важными атрибутами. Но воплощались они не как сухая безжизненная структура, а как живая пульсирующая идея. А темы подсказывали сами дети, их склонности и интересы, а зачастую просто-таки страстное увлечение чем-то.
К примеру, роботы, конструктор «Лего» - то, чем дети готовы заниматься часами. Это учла Светлана Викторовна Рыжанкова, воспитатель детского сада комбинированного вида №151 «Маяк» города Брянска, когда выбирала тему своего проекта. Конечно, ребята не знают, что робототехникой они занимаются еще и ради максимального раскрытия своих инженерно-конструкторских и творческих возможностей.
Квесты дети тоже обожают, и педагоги детского сада «Радуга», структурного подразделения Малодорской средней школы Архангельской области, где работает Надежда Васильевна Проневская, с этим согласны. Вместе с коллегами Надежда Васильевна воплотила в жизнь проект «Квест - это здорово!». А рассказала о нем в пиратском стиле, что было необычно. Кстати, на доклад конкурсантам отводилось всего семь минут, еще три - ответы на вопросы жюри.
Еще одно удовольствие для ребенка - прогулка! А если она превращается в исследование? Дети счастливы, а у Татьяны Алексеевны Беляевой, воспитателя центра развития ребенка - детского сада №14 города Колпашево Томской области проект - «Познавательное путешествие как средство комплексного развития ребенка-дошкольника». Похожий у Елены Сергеевны Махринской, воспитателя детского сада общеразвивающего вида №25 «Бэлэкэч» Бугульминского района Республики Татарстан - детско-родительский проект «Событийный туризм».
Мини-музей игрушки «киндер-сюрприз» Ирина Сергеевна Кучмина, воспитатель детского сада общеразвивающего вида №6 «Аленушка» города Строитель Белгородской области, создала вместе с ребятами после вопроса малыша: «Кто придумал прятать игрушки в шоколадное яйцо?»
А Любови Николаевне Макеевой, воспитателю общества с ограниченной ответственностью «Витона» Великого Новгорода, тему проекта подсказал мальчик Степан, влюбленный в динозавров. В итоге дети создали мультфильм «Один день из жизни динозавра Гоши», диноазбуку, диноэнциклопедию, а воспитательница сделала тематические карточки про динозавров с математическим содержанием.
Недоумение ребят «Почему завял цветок?», хотя почва была влажной, стараниями Марии Ивановны Слободской, воспитателя детского сада «Непоседа» города Усмани Липецкой области, выросло в проект по изучению растений в практической экспериментальной деятельности, в итоге ребята написали сказку.
Бывает, что воспитатель подсказывает детям темы, вызывая интерес к тому, что они раньше не замечали или считали скучным, будничным - к истории малой родины (проект «Сказочная топонимика» Василисы Станиславовны Прудниковой, воспитателя детского сада №18 Санкт-Петербурга), «противному», но такому полезному молоку (проект «Путешествие в молочную страну» Ольги Александровны Кауриной, воспитателя детского сада №32 «Соловушка» города Майкопа Республики Адыгея), дню рождения родного города (проект «Покровские истории» Натальи Александровны Миргородской, воспитателя детского сада №75 Энгельсского района Саратовской области) и даже… кухне в родном доме, где щи превращаются в волшебный борщ с помощью одного ингредиента (проект «Чудеса, чтобы крепла семья» Любови Юрьевны Бельтиковой, воспитателя детского сада №12 «Дубок» города Южноуральска Челябинской области).
А Диана Александровна Бондарева, воспитатель детского сада №18 города Армавира Краснодарского края, не смогла увлечь своих воспитанников любимой игрой детства - резиночки, зато дети проанализировали игры, которые им по душе (не используя заумные слова!) и поставили спектакль «Садик веселья».
Для детей с особыми потребностями, своих воспитанников, предложили проекты Ирина Юрьевна Ефимова, инструктор по физической культуре детского сада №72 «Дельфиненок» компенсирующей и оздоровительной направленности города Железногорска Красноярского края (валяние из шерсти для развития мелкой моторики ребят с нарушением речи), и Ильмира Рамильевна Гудова, воспитатель детского сада №44 комбинированного вида города Новосибирска (проект «Познаю, общаясь» для позитивной социализации детей дошкольного возраста).
Анастасия Ивановна Шлемко, педагог детского сада №52 «Котенок» города Химки Московской области, соединила в своем проекте исследование, эксперимент, познание окружающего мира, увлекательное приключение. Получилась система работы по формированию познавательного интереса «Наука маленького роста». Ценно, что все опыты ребенок делает сам - у него для этого есть индивидуальный поднос с оборудованием, а дома малыш вместе с родителями изучает книжечку с фотографиями эксперимента.


Лучше, чем курсы повышения квалификации
На следующий день - новое испытание, и уже маячит вечернее финальное мероприятие - торжественное завершение «Воспитателя года России»-2018. Но пока лауреаты в ожидании дискуссии и ведущего. Каждый год ток-шоу «Профессиональный разговор» модерирует новая популярная, интересная, харизматичная личность. Кто в этом году приехал в Орел для участия в испытании в качестве ведущего и интервьюера? Орловской уроженец, народный артист, диктор, телеведущий Владимир Березин. Появившись перед публикой, Владимир Александрович признался: «Испытываю восторг и трепет, уважительное волнение. В эти минуты становлюсь маленьким ребенком, ощущаю себя пятилетним. Низкий вам поклон!» Рассказал, что в детстве только год ходил в сельский детский сад, но помнит, что его воспитательницей была Валентина Петровна Ефремова.
Первый вопрос: что заставило педагогов принять участие в конкурсе «Воспитатель года России»? Конкурсанты были единодушны - желание поделиться опытом с коллегами и научиться чему-то новому, стать лучше, интереснее для своих воспитанников и их родителей.
Права Анастасия Шлемко: «Выход из зоны комфорта - стимул для саморазвития».
Честь профессии отстаивает Ирина Ефимова: «Пришла на конкурс, чтобы рассказать, насколько многогранна работа инструктора по физкультуре».
«Меня привела моя команда. Команда почувствовала, что я искала пути для саморазвития», - призналась Ильмира Гутова.
Самая непосредственная участница Надежда Проневская рассказала: «На конкурс меня привела любознательность. А еще люблю путешествовать, никогда не была в Орле. Вернусь домой и все расскажу ребятам».
И все обобщила Мария Слободская: «Эти пять конкурсных дней для нас как целая жизнь. Они дали то, что не дадут ни одни курсы повышения квалификации».
Владимира Березина волнует, будет ли востребована в будущем, которое в общем-то уже наступило, профессия воспитателя? Какой она должна стать для «поколения next»? На эти вопросы Василиса Прудникова ответила так: «Педагог должен научиться видеть мир шире и закрыть глаза на шаблоны и ярлыки». «Воспитатель вне времени и пространства. Он использует индивидуальный подход, каждый ребенок идет по своей дороге», - для этого и нужен педагог, уверена Татьяна Беляева. С ней согласна Любовь Макеева: «Самое главное - видеть и слышать ребенка, понимать его особенности и интересы». Трудно не согласиться с Ириной Ефимовой: «Любовь, человечность, внимание не заменят никакие гаджеты». «Я бы не разделяла детей на прошлых, современных и будущих. Независимо от существования гаджетов, все дети играют самозабвенно, в любых удобных местах. Воспитателю надо создавать условия для свободной игры», - сказала Анастасия Шлемко. А Диана Бондарева заметила: «Мы будем интересны детям, если будем их партнерами по игре».
Дальше педагоги решали ситуационные задачи в группах по пять человек, формулировали коллективный ответ на вопрос «Что делать, если…»: …к вам в группу приходит малыш с ограниченными возможностями здоровья, гиперактивный ребенок, одаренный малыш? На все случаи у лауреатов конкурса были заготовлены мудрые профессиональные рецепты. А зрители у экранов компьютеров, ноутбуков, смартфонов внимательно слушали. Как и жюри…
Жюри и счетной комиссии пришлось сложнее всего. За очень короткий срок эксперты должны были выставить баллы, а счетная комиссия - аккуратно их сложить.


Аплодисменты для победителя
И вот все собрались в огромном, красивом зале туристического многофункционального комплекса «ГРИНН». Церемония закрытия и объявления результатов заключительного этапа Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2018 началась с выступлений учредителей, организаторов, хозяев и гостей.
Андрей Петров, советник министра просвещения РФ: «Хочу от Министерства просвещения, лично от Ольги Юрьевны Васильевой передать слова поздравления и благодарности за ваш труд, ваши знания, умения, креативность, человеческую доброту. Спасибо Орловской области, нашему Общероссийскому Профсоюзу образования, который придумал этот конкурс, который все время с вами и сейчас, и потом, когда конкурс закончится».
Вадим Соколов, первый заместитель губернатора и председателя правительства Орловской области: «Я хотел бы искренне поблагодарить Министерство просвещения РФ, Общероссийский Профсоюз образования, наших гостей из Совета Федерации, Госдумы РФ за то, что «Воспитатель года» прошел интересно, содержательно, живо. Убежден, что участники конкурса поделились не только своими профессиональными знаниями, всем вам удалось оставить частичку своего сердца здесь, на Орловщине».
Галина Меркулова, председатель Общероссийского Профсоюза образования: «Дорогие конкурсанты, как горят ваши глаза! Что может быть лучше, если люди, которые работают в этой ответственной сфере, любят свою профессию, знают, как нужно работать, способны постоянно самосовершенствоваться. Вы вписали важную страницу в историю конкурсного движения «Воспитатель года». Желаю вам и дальше излучать оптимизм, любить свою профессию, чтобы вы каждый день ощущали, что вы необходимы».
Виктор Смирнов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре: «Приехавшие на этот конкурс энтузиасты своего дела, безусловно, почерпнули здесь заряд творческой энергии. Я желаю, чтобы этот творческий заряд сохранялся в каждом из вас как можно дольше».
Лауреаты конкурса были награждены дипломами и благодарственным письмами от Министерства просвещения РФ, получили подарки от постоянного партнера - компании «ЛЕГО education» - наборы конструкторов.
На сцену вышла председатель Большого жюри «Воспитателя года России», депутат Госдумы РФ, член Комитета по образованию и науке Елена Митина: «Конкурс вот уже девять лет объединяет единомышленников для профессионального общения, позволяет нам видеть все то новое, что происходит в системе дошкольного образования, помогает нашим воспитателям сделать шаг к новым свершениям, новым открытиям и новым победам».
Громом аплодисментов встретил зал имя нового абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года России» - Анастасия Ивановна Шлемко!
Елена Анатольевна вручила подмосковной воспитательнице приз - Хрустальную жемчужину. Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова подарила Анастасии Шлемко путевку на неделю в Болгарию на двоих в любое удобное для нее время. Аплодисменты стали просто оглушительными!


Позитивные волшебники
Конкурс завершился, конкурсанты собрались в дорогу. Но пока не домой, большая часть участников «Воспитателя года России» отправилась недалеко, в Москву, чтобы присутствовать на V Всероссийском съезде работников дошкольного образования. Здесь же, в столице, в Московском центре качества образования 23 ноября состоялась встреча учредителей Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2018 с лауреатами состязания. На встрече присутствовали министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева, председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина. Модерировал общение воспитатель из Республики Саха (Якутия), абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2012 Аркадий Афонский.
Ольга Васильева поздравила всех с успешным окончанием девятого конкурса «Воспитатель года России», поблагодарила инициатора проведения этого состязания для педагогов-«дошкольников» - Общероссийский Профсоюз образования.
Ольга Юрьевна сказала: «На сегодня, мне кажется, конкурс состоялся. Все конкурсанты выступали как высочайшие профессионалы своего дела. Я хочу искренне сказать спасибо за ваш труд. Глубоко убеждена, что педагогика - это призвание, это миссия, а работать с будущими гражданами, с нашими малышами - самая важная миссия, которая лежит на вас».
Ко всем присутствующим обратилась Галина Меркулова: «Конкурсанты светлые люди, позитивные. Я ни разу не слышала, чтобы кто-то сказал: «Мне нужен карьерный рост». Они все говорят: «Мы хотим знать больше, мы хотим работать лучше. Конкурс дает возможность повысить наш профессионализм». Их желание развиваться - это самое главное. Они очень любят свою профессию. Педагогическое кредо Анастасии Ивановны Шлемко, победительницы 2018 года: «Только когда взрослым созданы условия для эмоционального и физического благополучия ребенка, начинается его развитие, воспитание и обучение». Это правильно, от того, в каких условиях работают педагоги дошкольного образования, зависит, смогут ли они делать свое любимое дело еще лучше, эффективнее. Они просто молодцы».
Конкурсанты поделились своими впечатлениями об участии в конкурсе. Ответили на особый вопрос, заданный Ольгой Васильевой: «Если бы я сегодня стал волшебником, что бы я изменил в системе дошкольного образования?»
Получилась вот такая копилка желаний: учредила бы звание «Заслуженный воспитатель», засыпала бы всех методической литературой, создала бы условия в детских садах по развитию робототехники для детей с пяти лет, освободила бы мужчин и вообще воспитателей от бумажной волокиты (пожелание Аркадия Афонского), сделала бы пространство детского сада более открытым, чтобы ребенок мог свободно перемещаться внутри дошкольного учреждения, повысила бы статус дошкольного образования, улучшила медийный образ воспитателя, прекратила бы оптимизацию в детском саду, сокращение штатов, снабдила бы все детские сады необходимой пространственно-развивающей средой, создала бы федеральную методическую службу для профессионального общения педагогов, 50% воспитателей превратила бы в воспитателей-мужчин, организовала бы трансляцию опыта коллег по всей стране, продлила бы детство детям, переведя первый класс в детский сад, чтобы легче проходила адаптация, создала бы в детском саду условия для занятий спортом на самом высоком уровне.
А затем лауреаты вместе с Ольгой Васильевой и Галиной Меркуловой прошли в зал, где состоялось открытие V Всероссийского съезда работников дошкольного образования «Федеральная и региональная политика в сфере дошкольного образования». Во второй половине того же дня все участники съезда, в том числе воспитатели года России, переехали в дошкольные отделения общеобразовательных организаций Москвы для участия в работе семи секций. В программе секций были запланированы мастер-классы и доклады «Мой успешный проект» лауреатов Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2018.
В субботу, 24 ноября, съезд продолжился в Московском педагогическом государственном университете пленарным заседанием и дискуссионными площадками по самым актуальным вопросам и проблемам системы дошкольного образования. Одним из модераторов дискуссионной площадки «Нормативно-правовое и кадровое обеспечение развития дошкольного образования» стала заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова.
До свидания, конкурс-2018. Ждем юбилейного, десятого, в 2019 году!

Орел - Москва