Три десятилетия назад, когда «Учительская газета» только запускала наш конкурс, обсуждались самые разные эффекты от такого начинания. Один из них - повышение квалификации. Я теперь понимаю, что имеет в виду мой наставник Сергей Букинич, когда говорит: «После конкурса любой твой урок сойдет за открытый». В этом году у меня была возможность не просто ознакомиться с образовательными практиками коллег, но и разделить с ними эти практики, причем и рутинную часть работы, и творческую. Например, в Тюменской области мое общение с коллегами было организовано именно как включение в живой учебный процесс: утром уроки, во второй половине дня их разбор и обсуждение методики. Коллеги могли присутствовать в классе непосредственно, а могли наблюдать занятие удаленно. Когда мы готовим отдельное занятие для показа коллегам, неизбежно получается что-то вроде урока-«визитки»: мы показываем скорее то, что должны, а не то, что действительно хорошо умеем. А вот несколько уроков подряд, как было в тюменских муниципалитетах, - вполне рабочий ритм. В этом случае удается разглядеть практические приемы, привычную для учителя манеру взаимодействия с классом. Ценность послеконкурсных поездок по регионам заключается в возможности увидеть не выставку педагогических достижений, а альтернативные решения самых распространенных учительских задач. Уверен, что именно такие ответы на вызовы реальной учительской практики я и привозил из каждой своей поездки. Равно и свои открытые уроки или семинары я разрабатываю для передачи конкретных способов действий учителя. Этому научил наш конкурс.
«У нас большая страна» - это утверждение за прошедший год наполнилось реальными впечатлениями. На уровне общих представлений, как кажется, вполне очевидны климатические, культурные, инфраструктурные отличия регионов. Другое дело - почувствовать их самому: скажем, разницу во времени. Открытый урок в Хабаровске: для учеников это привычные ощущения, утро в школе, на часах около 9 утра; для меня третий час ночи, а вышел я на урок в краевой центр образования в то время, когда в Петербурге обычно отхожу ко сну. Между муниципалитетами на Ямале самолет летит не меньше, чем от Петербурга до Москвы. Интересно, что круг тем, которые занимают учителей в регионах, различается. Не в том смысле, что сосредоточен на локальных сюжетах, напротив, очень многообразен, а интересы и акценты расставлены в каждом регионе по-своему. Причем это не всегда можно с очевидностью объяснить спецификой региона. Например, учителя из Пермского края в самом разном контексте и при разных обстоятельствах охотно заводят разговор о культурных параллелях и динамике, которую сообщает всему глобализация. Может быть, эти интересы связаны с пермскими ноу-хау: пожалуй, самой развитой в России моделью тьюторского сопровождения или с традиционной для края программой «Мобильный учитель».
Подводя итоги своего годового марафона, логично сравнить, как изменились темп и формат обмена опытом, конечно, он стал локализовываться в родном регионе, хотя и не похоже, чтобы значительно снизился. Уверен, что этот практический и эмоциональный опыт тем ценнее, что был получен в концентрированном виде. А еще я уверен, что прошедший год помог мне лучше понимать и учить своих учеников, маленьких петербуржцев из гимназии с окнами на место дуэли А.С.Пушкина.

Илья ДЕМАКОВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017