Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться учебным заведениям. В данном случае происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы над совместными проектами, разработка и реализация общих программ, взаимообогащение накопленным методическим опытом, обсуждение и решение насущных проблем современного российского образования и многое другое.
Многие IT-средства обучения становятся универсальными, и цифровой инструментарий современного учителя и воспитателя все меньше отличается от такового у преподавателя высшей школы. Уже никого не удивишь тем, что на уроках педагоги активно используют телемосты с другими школами, регионами, совместно со школами городов России организуют онлайн-конференции и семинары. Использование интернет-ресурсов позволяет эффективно в рамках различного учебного расписания в школах и, подчас невзирая на часовые пояса и километры, обмениваться опытом.
Особенность цифровизации последних лет заключается в повсеместном ее проникновении во все ступени образовательного процесса, что в буквальном смысле переформатирует его, делая прозрачным, доступным для общества и практически бесконечным.
Использование информационных технологий в дошкольном возрасте по-прежнему является предметом серьезных дискуссий по всему миру: далеко не все родители и педагоги готовы принять вызов времени и продолжают отрицать цифровизацию образовательного процесса.
Между тем исследования, проведенные за рубежом, свидетельствуют о том, что внедрение информационных технологий в дошкольном возрасте способно решать множество задач:
- визуализация образовательного процесса;
- сокращение разрыва в развитии IT-навыков детей из малообеспеченных семей, что дает всем равные шансы на получение качественного образования;
- подготовка к обучению на начальном уровне образования посредством формирования навыков базовой IT-грамотности;
- поддержка и стимулирование творческой активности детей за счет интерактивности современных IT-средств.
В Москве уже много лет подряд успешно функционирует и развивается уникальный проект «Школа новых технологий» (ШНТ). Благодаря союзу Департамента образования города Москвы и Департамента информационных технологий проект ШНТ объединил под своим крылом все уровни образования (от дошкольного до высшего), производства, крупнейшие IT-компании и СМИ. Кроме того, это лучшая площадка для обмена опытом, открывающая новые горизонты как для учеников, так и для сотрудников образовательных организаций.
Многолетняя деятельность проекта «Школа новых технологий» и работа ШМК Бибирево в направлении информатизации дошкольного образования свидетельствует о том, что IT-инструменты являются прекрасным средством сквозного и открытого обучения как детей, так и взрослых.
ШМК Бибирево - обладатель статуса «Школы новых технологий». На протяжении нескольких лет накопленный опыт в области информатизации процессов образования и управления представляется коллективом образовательной организации не только на городских мероприятиях, но и на семинарах и конференциях всероссийского уровня.
Желание коллектива ШМК Бибирево к распространению и консолидации передового опыта применения IT в образовании привело к организации ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в дошкольном образовании» (ИТДО), целью которой было определение актуальных проблем, тенденций, методик и особенностей использования информационных технологий в дошкольном образовании. Стоит отметить, что количество участников и география конференции увеличиваются с каждым годом. При этом пропорционально росту участников из других регионов растет количество и московских школ, что позволяет аккумулировать опыт столичного образования в деле использования IT-технологий в дошкольном образовании. Так, например, опыт использования информационных технологий в работе с обучающимися с ОВЗ был представлен нашей школой коллегам из других московских образовательных учреждений в рамках проекта «Гостеприимные школы».
Участие в конференции ИТДО позволяет сотрудникам образовательных учреждений Москвы и регионов России обмениваться передовым опытом, налаживать связи и устанавливать контакты с целью эффективного профессионального взаимодействия при решении вопросов, связанных с внедрением информационных технологий в дошкольном образовании.
Особенностью конференции является возможность участников не только очно присутствовать при обсуждении интересующих их вопросов, но и отслеживать весь ход ее подготовки и проведения на сайте, иметь возможность подключаться к онлайн-трансляциям докладов, мастер-классов, тренингов и вебинаров.
Направления активностей конференции ИТДО отличаются многообразием и широтой:
- обучение и воспитание детей дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
- управление учреждениями дошкольного образования и дошкольными группами;
- взаимодействие учреждений дошкольного образования с субъектами образовательного процесса и социальными партнерами;
- повышение квалификации работников дошкольного образования и развитие их творческого потенциала;
- создание организационно-педагогических условий для инноваций, исследовательской и проектной деятельности воспитанников; организация методической работы.
Таким образом, проведение конференций, подобных ИТДО, способствует не только перестройке деятельности педагогов, руководства и образовательных учреждений в целом, но и налаживанию горизонтальных связей между образовательными учреждениями города и за его пределами вне зависимости от их размера, уровня и географии.

Матвей РОГАЧЕВ, начальник отдела информатизации образования школы «Многопрофильный комплекс Бибирево»;
Оксана ДОБРЫНИНА, учитель-логопед школы «Многопрофильный комплекс Бибирево»