По Ожегову: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины».
Из Википедии: «Патриотизм (греч. Πατριώτης - «соотечественник», πατρίς - «отечество») - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради нее. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа, любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства». Как можно видеть, со временем понятие «патриотизм» не меняется. Это один из краеугольных камней воспитания подрастающего поколения.
И на этом же фундаменте растет Юнармия.
- Всех наших членов объединяет патриотизм, - говорит Дмитрий Труненков.
Из недавней истории
29 октября 2015 года Президент России Владимир Путин по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе российских ценностей и традиций. Летом 2016 года была создана Юнармия - Всероссийское военно-патриотическое общественное движение для школьников в возрасте от 11 до 18 лет.
Из несколько более давней истории
Юнармейское движение зародилось в 1990 году на основе детско-юношеской добровольной общественной организации «Движение юных патриотов», которая была образована путем слияния военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», постов у Вечного огня Славы, военно-патриотических клубов и других. Девиз организации звучал так: «Во славу Отечества!» Направления работы ДЮП строились вокруг программ по подготовке к военной службе, патриотическому воспитанию, приобщению молодого поколения к отечественной истории.
Цель движения - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Вступить в Юнармию может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд.
Так создавалась Юнармия. Повторюсь, методов, способов воспитания патриотизма бесконечное множество. Выбирать из них - неблагодарная и ненужная задача. Все важны и необходимы.
Но сегодня мне хочется остановиться на одном, но очень разнообразном и востребованном подходе: воспитание на историческом примере.
Начну со слов Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
Вообще почитание отцов, дедов, прадедов - традиция русского народа. Слава и подвиги наших предков стоят у нас за спиной, они основа духа народа, один из источников патриотизма. Как донести весь комплекс, составляющий духовность народа, до детей, доверенных нам родителями и государством, городом? Я думаю, что один из очень важных способов - музейная педагогика. Тут примеры поступков героев, самопожертвования ради Родины и близких, стойкости, веры в себя и товарищей, умения подчиняться и руководить… Всего не перечислить.
На мой взгляд, в школе (пусть не в каждой, современная московская система межшкольного сотрудничества делает успехи любой школы достоянием всех) должен быть школьный музей военной истории - очевидный фактор воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить человека будущего, нашего светлого будущего. Ведь дети, сидящие сегодня за школьными партами, построят будущее нашей страны. И то, каким оно будет, зависит от нашей работы, не только педагогов, вообще всех - и взрослых, и детей.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».
У нас, в школе №956, существует военно-исторический музей боевой славы 569‑го штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного ордена Суворова III степени полка. Существует 23 года, с 1995 г. За это время музей стал широко известен как участник, лауреат и дипломант городских, окружных, муниципальных конкурсов, олимпиад, тематических выставок, фестивалей, семинаров, конференций. Музей открыт для посещения всех желающих и востребован в социальном окружении школы. Руководитель музея - педагог-организатор Н.Г.Шишкова - проводит познавательные экскурсии и беседы. Вот пример типичного отзыва: «Музей замечательный. Большое спасибо за теплый прием. Хотелось бы вернуться со всем классом, так как много интересного дети могут узнать».
Музей и его работа - часть воспитательных программ школы, его постоянные цели:
- пробуждение у подрастающего поколения и молодежи интереса к истории Отечества и родного края;
- формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции;
- поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования.
Сегодня музейная педагогика в нашей школе - важное звено учебно-воспитательного процесса. Она активно участвует в решении приоритетных задач:
1. Формирование у школьников интереса к историческому прошлому страны, города, семьи.
2. Развитие познавательной и творческой активности, гражданских качеств, патриотического отношения к России, Москве.
3. Организация личностно ориентированного воспитания в результате участия в социально значимой деятельности.
4. Представление участникам юнармейского движения воинского духа защитников России, их вечной славы, нашей вечной памяти и благодарности.
Движение к поставленным целям и достижение задач закономерно привели военно-исторический музей школы №956 к успешности и известности в социальном поле Москвы. В частности, наш музей - участник и лауреат международного интернет-проекта - конкурса по созданию электронной Книги Памяти «Страницы семейной славы» и межрегионального проекта по созданию единого исторического пространства в сети Интернет «Исторический интернет-музей «Московия».
С 2015 года музей школы участвует в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы» в качестве одной из площадок. Олимпиада - городской проект, проводится Департаментом образования совместно с Департаментом культуры города Москвы. Координатор олимпиады - Центр педагогического мастерства города Москвы при участии Городского методического центра Департамента образования города Москвы.
Экспозиция музея содержит более 300 подлинных экспонатов, имеющих историческую ценность. Работники музея и педагоги школы проводят в музее уроки, готовят для посетителей разнообразные увлекательные задания и викторины. В гостевой книге музея множество теплых и даже восторженных отзывов. Например, ученики школы №2122 пишут: «Обстановка внушает уважение и гордость подвигами героев авиационного полка, а рассказы работников музея были важными и интересными».
Под руководством педагогов дети школы участвуют в волонтерском движении - помогают ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим на территории района Южное Медведково. Это очень важная практика в жизни детей. Любовь подрастающего поколения для ветеранов может оказаться важнее лекарств. А воспоминания героев и очевидцев подвигов тех лет являются важным элементом становления подрастающего поколения как патриотов Родины и хороших людей. С каждым годом возможность живого общения с ветеранами ВОВ приобретает большую ценность.
Без прошлого у нас нет будущего. Будущее строится сегодня, и именно оно будет настоящим наших детей. И так будет всегда. А мы, работники образования, обязаны сделать все, чтобы этот круг времен сохранял свою целостность. Опираясь на уроки, данные нам в прошлом, и наши достижения в настоящем, мы воспитываем успешных, самостоятельных и ответственных детей.

Ирина СОСНОВА,
директор школы №956