Явными признаками положительного синергетического эффекта от объединения в комплекс стали качественные и количественные результаты. В 2018 году в рейтинге московских школ комплекс занял 18‑е место, поднявшись с 800‑го места в 2013 году - в начале объединения. Также за достижение высоких результатов 1‑й МОК в четвертый раз стал лауреатом гранта мэра Москвы в сфере образования и впервые в 2018‑м - первой степени.
Сегодня 1‑й МОК - это территория новых возможностей: цифровой трансформации, интеграции основного и ДО, профилизации, индивидуализации, профессиональной ориентации, оптимизации ресурсов комплекса и развития профессионализма педагогов. И здесь важно отметить, какие условия были созданы для такого значительного рывка.

Первое условие - рациональное использование тех возможностей, которые для развития образовательных организаций создала система московского образования
А именно:
- расширила полномочия школ: они получили финансовую свободу, но и ответственность как перед государством, так и своими коллективами в решении целого ряда принципиальных вопросов, в том числе штатного расписания, оценки труда учителя, его зарплаты;
- ввела формульный подход к расчету заработной платы директора и педагогов, который исключает ее необоснованное завышение у административно-управленческого аппарата и занижение педагогическому составу. Заработная плата директора зависит также и от масштаба учебного заведения. Сегодня профессиональные образовательные организации столицы - это многопрофильные, многоуровневые заведения с контингентом не менее 1500 человек. Информация о средней заработной плате является открытой и размещается на сайте каждой ОО;
- реализовала принцип открытости: работает общественная приемная, проводятся открытые селекторы, организованы дискуссионные площадки, в том числе на московском образовательном канале, портал «Активный гражданин». Директора образовательных организаций проводят встречи с родителями и жителями районов в рамках дискуссионного клуба;
- ввела рейтинговую систему оценки качества деятельности образовательных организаций;
- обеспечила максимально доступную и прозрачную процедуру электронной записи в школу;
- инициировала создание крупных образовательных комплексов, ориентированных на экономию ресурсов, повышение качества, открытости и доступности образования для всех обучающихся;
- обеспечила вариативность образования, запустив ряд актуальных проектов - ШНТ, МЭШ, «Инженерный класс», «Медицинский класс», Курчатовский проект, «Математическая вертикаль», «Профессиональное обучение без границ»;
- обеспечила указанные проекты финансовым ресурсом и материальным оснащением;
- реализовала целевую подготовку управленческих кадров и создала резерв руководителей;
- обеспечила различными коммуникативными и информационными инструментами открытость образования;
- инициировала и поддержала участие ОО Москвы в олимпиадном движении, а также в движениях WS, JS и «Абилимпикс»;
- инициировала в системе профессионального образования проведение демонстрационного экзамена, который представляет собой независимую оценку экспертным сообществом качества подготовки выпускников и исключает возможность субъективной оценки;
- поддержала тренд по развитию в школах инженерно-технологического и естественно-научного образования;
- инициировала развитие школ в направлении цифровой трансформации;
- способствовала развитию предпрофессионального образования;
- создала систему независимых диагностик обучающихся.

Второе условие - наличие в составе комплекса СПО (семь факультетов), которое выступило системообразующим элементом созданной структуры
В предыдущие до объединения годы колледжи, участвуя в разнообразных инновационных проектах Москвы, имели возможность накопить и реализовать мощный и многообразный ресурс - информационный, технологический, методический и педагогический; опыт участия в национальных и международных конкурсах; опыт сетевого взаимодействия с другими учебными заведениями города и социальными партнерами. Именно поэтому структурное подразделение «колледж» стало основным «донором» своих ресурсов, своеобразным инвестором, оказав существенную поддержку детским садам и школам.

Третье условие - наличие в 1‑м МОК как целостной системе единого и общего основания
Речь идет о таких основополагающих документах, как перспективный план деятельности всего комплекса и его программа развития. Первый регламентирует качество процессов функционирования, а второй - процессов развития. Уже с первых шагов объединения стало понятно, что эти документы должны быть продуктом коллективной деятельности, а не отдельных руководителей. Кроме того, они должны быть обсуждены и приняты всем большим педагогическим коллективом в составе педагогов детских садов, школ и колледжей. Концепция - целостная система, качество которой определялись, с одной стороны, ее структурными элементами (детскими садами, школами и колледжами), а с другой - связями между этими элементами.

Четвертое условие - установление, укрепление и наполнение содержанием взаимодействия между всеми уровнями образования и структурными подразделениями комплекса, которое открывает для всех участников новые горизонты
Взаимодействие должно быть налажено как внутреннее - между всеми структурными подразделениями, вошедшими в объединенное учебное заведение, благодаря которым, собственно, и создан комплекс как единая система, так и внешнее. С самого начала комплекс строился как открытая система, поэтому нацеленность на создание богатой сети взаимодействий с другими учебными заведениями, общественными организациями, социальными партнерами - одна из его приоритетных и перманентных задач. Оба вида взаимодействий строятся на общих принципах: комплексности и интеграции внутренних ресурсов и привлечении внешних ресурсов; сетевого взаимодействия; сотворчества и сотрудничества; опоры на интеллектуальный и практический потенциал педагогов и обучающихся, активности и интересах обучающихся; опоры на активность семей и опоры на лучшие практики других образовательных организаций.

Содержание и механизмы взаимодействия
Раскроем более подробно содержание и механизмы взаимодействия как внутри большой организации, так и вовне - в масштабах города.
Начнем с единого для всех структурных подразделений эстетического пространства. Широко употребляемое выражение «встречают по одежке…» в 1‑м МОК преобразовано в принцип эстетичности и экосообразности, который реализуется как в детских садах, так и в школах, и колледжах. Гости, посещающие 1‑й МОК, в первую очередь обращают внимание на эстетику внутреннего убранства всех зданий комплекса и, конечно, школы, где дети проводят большую часть времени. Педагоги факультетов дизайна и рекламы реализовали в этих зданиях множество оригинальных творческих задумок. Стены коридоров и рекреаций являют собой образец цветовой и эргономической эстетики; мягкие диваны и кресла салатового цвета - любимые места для отдыха школьников на переменах. Уютные столовые со светло-сиреневыми шторами превратились в стильные молодежные кафе. В конце прошедшего учебного года площадкой для воплощения студенческих проектов факультетов художественных ремесел и культуры и искусства стал блок начальной школы, а также уличные площадки и помещения детских садов (в комплексе их четыре). Сегодня никто не может равнодушно пройти мимо детсадовских веранд (в прошлом довольно унылых), на стенах которых ожили яркие сказочные персонажи.
Создание особой среды лишь один «пучок» связей и один из аспектов трансфера ресурсов колледжа в развитие школы и детских садов. Другая линия «Инвестиций» профессионального подразделения прошла в направлении обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся. Настоящим профессиональным кладом стал кадровый и материальный ресурс колледжа. Очевидно, что формы профессиональной ориентации для школьников и дошкольников разнятся в соответствии с целями. Так, для детских садов это мастер-классы и интерактивные игровые занятия с мастерами кухни факультета ресторанного бизнеса или парикмахерского искусства факультета индустрии красоты, кружки по ознакомлению с современным миром посредством цифровой лаборатории «Наураша». Главное здесь в том, что детям демонстрируется не только презентационный ви­деоряд по той или иной профессии, сопровождаемый рассказом воспитателя, а «живая жизнь» профессии, с инструментами, приспособлениями, рабочим местом, рабочей одеждой - всем тем, что пробуждает и удерживает интерес ребенка.
Другие формы приобретает это направление деятельности в школе. Здесь акцент делается на учет индивидуальных интересов и возможностей школьников, построении их индивидуальных траекторий в будущий профессиональный мир. Эта задача решается в рамках как основного, так и дополнительного образования. В настоящее время в школе функционируют классы по всем пяти профилям: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический и универсальный. Сформировано три класса технологического профиля: за два года обучения в рамках предмета «Технология» ребята частично освоили содержание учебных дисциплин, междисциплинарных курсов по трем специальностям СПО: «гостиничный сервис», «прикладная эстетика», «технология продукции общественного питания». Ученики этих классов, поступив в подразделение «колледж» по соответствующим специальностям, смогли продолжить обучение по индивидуальным учебным планам.
Большие возможности для профессиональной ориентации и профессионального самоопределения предоставлены школьникам комплекса в рамках дополнительного образования, которое за последние годы устанавливает прочнейшие связи с основным образованием, существенно расширяя его возможности. В соответствии с ключевыми тенденциями развития столичного образования приоритетной задачей комплекса становится создание в школе среды для формирования мотивации и первичных основ инженерно-технического образования и, как сегодня принято говорить, навыков для жизни. Создание «рабочей аристократии» - государственный заказ - представляет собой длительный путь, многое из прошлого успешного опыта утрачено, но возврат к нему на новой платформе возможен. Остановимся на этом вопросе подробнее. С одной стороны, его решение связано с мотивацией школьников, они должны захотеть пойти в рабочие и техники. С другой - сохранить этот интерес, определившись с учебой по той или иной профессии или специальности. И здесь у комплекса серьезные конкурентные преимущества. Выпускникам 9‑х и 11‑х классов подразделения «школа» не надо «далеко ходить», потому что на семи факультетах СПО осуществляется обучение по трем профессиям и 23 специальностям, семь из которых вошли в Топ-50.
Как уже отмечалось, профессиональная (как, впрочем, и учебная) мотивация непосредственно связана со средой, в которой учатся школьники. Про ее внешние атрибуты уже говорилось выше, когда речь шла про «встречают по одежке», теперь же важно подчеркнуть ее содержательный аспект, потому что все-таки «провожают по уму». В 1‑м МОК акцент сделан на технологическую среду. Войдя в состав комплекса, структурное подразделение «школа» получило возможность использовать все технологические ресурсы профессиональных подразделений колледжа.
Еще один важный канал, по которому идет взаимодействие факультетов СП «колледж» со школами 1‑го МОК, - кадровый и материальный. Взаимодействие реализуется, в частности, благодаря проекту «Профессиональное обучение без границ». Он нацелен на предоставление обучающимся 8, 9, 10‑х классов школы возможности обучаться по рабочим профессиям. Вначале школьники обучались по четырем рабочим профессиям, сегодня они осваивают уже восемь профессий, в числе которых «фотограф», «мастер маникюра», «оператор ЭВМ», «изготовитель художественных изделий», «исполнитель художественно-исполнительских работ». Обучающиеся получают возможность заняться конкретным профессиональным делом, повзаимодействовать с замечательными опытными мастерами своего дела и увидеть результаты своего труда. Подобный опыт может стать для школьника отправной точкой в выборе профессии. Сегодня проект пользуется большой популярностью у старшеклассников, и их число составляет 720 человек.

Городские проекты
Важным для комплекса является его включение в приоритетные городские проекты.
Так, 1‑й МОК является постоянным и активным участником проекта «Школа новых технологий». Итоговым результатом этого участия является статус «Золотой участник», который комплекс получает на протяжении последних 4 лет в БИС проекта. Данный проект нацелен на использование информационных технологий, развитие проектной деятельности с учетом тесного взаимодействия с социальными партнерами. В 2018 году на базе 1‑го МОК было проведено 124 мероприятия, охвативших 6670 участников. Главными событиями года стало участие в таких проектах, как «Школа мобильных приложений», «РобоФест» и «Московские инженерные игры». Результатом участия в ШНТ является вовлечение большого числа школьников и педагогов комплекса и города в массовые образовательные события: семинары, вебинары, квесты, мастер-классы, научно-практические конференции, в которых 1‑й МОК становится не только участником мероприятий проекта, но и ведущим организатором. Главный содержательный результат - это подъем на принципиально иной уровень компетентности обучающихся в области информационных технологий. Ярким примером такого события является только что завершившийся «РобоФест»-2018, который собрал на базе комплекса около 800 школьников города.
Большой интерес в течение последних лет проявляет комплекс и к городскому мегапроекту «Московская электронная школа», ориентированному на максимально эффективное использование IT-возможностей школы с целью улучшения качества образования школьников. Сегодня в 1‑м МОК создана инфраструктура МЭШ; постоянно возрастает число педагогов, активно использующих возможности проекта в учебном процессе; в соответствии с требованиями оснащены аудитории комплекса.
Направление развития инженерно-технологического образования является одним из приоритетных как в РФ, так и в московском образовании. Следуя в этом направлении, 1‑й МОК включился в статусе кандидата в проект «Инженерный класс». В рамках проекта созданы и работают физико-математическая школа, нацеленная на формирование у школьников 8‑11‑х классов системы ключевых компетенций на основе физико-математических, естественно-научных и информационно-технологических знаний, развитие интеллекта и творческого потенциала, воспитание научного мировоззрения, а также на создание условий для самореализации личности в профильной подготовке для поступления в ведущие инженерные вузы Москвы. В соответствии с задачами проекта работало большое количество технических кружков и инжиниринговый центр, оснащенный самым современным оборудованием и технологиями. Постоянно организуется участие школьников в мероприятиях городских проектов. Все это также работает и на решение задачи предпрофессиональной подготовки учащихся. На решение указанной задачи активно и позитивно влияют внешние связи комплекса, в частности, в качестве кураторов проекта «Инженерный класс» привлечены специалисты МГТУ имени Н.Э.Баумана, МИСИС и Московского Политеха.
Второй год комплекс участвует в городском проекте «Математическая вертикаль», и уже есть первые успехи - 3‑е место в СВАО среди школ - участников этого проекта.

Городская станция юных техников
Новые горизонты открывает проект «Городская станция юных техников» ( в рамках проекта «Инженерный класс»). ГСЮТ была открыта в 2015 году и получила статус площадки городского уровня. Сегодня проект активно развивается и по содержанию решаемых задач, и по количеству привлекаемых детей, и по своим результатам. Так, в прошедшем 2017‑2018 учебном году количество обучающихся по естественно-научным и техническим направлениям выросло относительно 2015 года в 10 раз и составляет около полутора тысяч школьников. В работе станции юных техников принимает участие более 600 юных москвичей из других образовательных учреждений города. Помимо традиционных технических направлений (робототехника, прототипирование, 3D-моделирование) в ГСЮТ реализуются инновационные программы дополнительного образования, такие как «Нейропилотирование», «Аддитивные технологии», «Многокоординатная обработка на станках с ЧПУ», «Бионическое проектирование» и другие. В результате активной деятельности ГСЮТ ее участники становятся победителями и призерами международных, национальных и московских престижных чемпионатов и конкурсов. Совместно с ЦМИТ «Полицент» ГСЮТ получили статус официальной площадки проведения олимпиады НТИ. В 2018 году серебряные медали получили обучающиеся 1‑го МОК на Всероссийском конкурсе JuniorSkills HiTech и шесть призовых мест (включая два первых места) на Московском чемпионате JuniorSkills. Помимо этого на Московской Робоспартакиаде в номинации «Движение по линии 50 мм» воспитанники комплекса заняли 2‑е и 3‑е места. ГСЮТ активно участвует в международном конгрессе детских образовательных лагерей ICF в Сочи, а также успешно реализует проект выездной инженерной школы SkillsKids.
Создание в комплексе ГСЮТ, инжинирингового центра, запуск и реализация проекта «Инженерный класс» стало необходимым и благоприятным условием для подготовки школьников по стандартам JuniorSkills, что пополнило копилку побед 1‑го МОК. На московском чемпионате JuniorSkills школьники комплекса заняли два первых места в компетенции нейропилотирование; 2‑е место по прототипированию и работе на фрезерных станках с числовым программным управлением досталась младшей и старшей группе школьников.

Уроки технологии по-новому
Дополнительная линия взаимодействия комплекса с образовательными организациями Москвы прочерчена и в направлении организации уроков технологии для школьников. В прошлом учебном году 1‑й МОК создал на базе структурного подразделения «колледж» уникальную базу для освоения школьниками учебного предмета «Технология» в современном формате и на современном оборудовании. Сегодня на этой базе проходят обучение не только учащиеся комплекса, но и других образовательных организаций города, число школ, заключивших договоры с 1‑м МОК на обучение детей технологиям, составляет 1600.
Наличие прочного взаимодействия с системой образования Москвы демонстрирует и структурное подразделение «колледж». Во-первых, в комплексе создано два специализированных центра компетенций по поварскому делу и парикмахерскому искусству. Подготовлено 44 высококвалифицированных эксперта WorldSkills Russia разного уровня, из них 8 региональных и 36 - по демонстрационному экзамену. Во-вторых, созданы тренировочные площадки к чемпионатам JuniorSkills, WorldSkills и Абилимпикс, где оценивается профессиональное мастерство участников. В-третьих, взаимодействия идут и по линии демонстрационного экзамена. Как известно, ДЭ по стандартам WorldSkills - это форма независимой аттестации, которая проводится с целью определения у участников уровня знаний, умений и навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по конкретной профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills. В прошедшем в 1‑м МОК было аккредитовано десять центров проведения ДЭ по компетенциям: «IT-решения для бизнеса на платформе «1С: Предприятие 8», «Программные решения для бизнеса», «Администрирование отеля», «Фотография», «Поварское дело», «Графический дизайн», «Прикладная эстетика», «Парикмахерское искусство», «Технология моды», «Визуальный мерчандайзинг», что подтверждено соответствующими электронными аттестатами. Общее число сдававших составило 565 студентов, и при этом доля сдавших выше среднего показателя составила 61% от общего выпуска. Количество компетенций по сравнению с 2017 годом также выросло с 9 до 13.
Важно также отметить, что курс, который взял 1‑й МОК в работе с молодежью, - включение ее в движение WorldSkills - дал свои положительные результаты. Наши юниоры на Российском чемпионате стали победителями в двух компетенциях.
Завершая статью, еще раз выскажем утверждение, что эффективная и результативная деятельность солидного образовательного комплекса, каким является сегодня 1‑й МОК, строится на выстраивании взаимодействий внутри комплекса и со столичной системой образования в целом. Именно их многообразие, содержательная наполненность и продуманная направленность делают образовательное учреждение устойчивой, целостной системой, способной адекватно реагировать на вызовы современности - ее сложности и многозадачность, высокие скорости и ситуации неопределенности!

Юрий МИРОНЕНКО, директор 1‑го МОК, кандидат педагогических наук;
Елена МАКСИМОВА, руководитель структурного подразделения 1‑го МОК, кандидат педагогических наук;
Татьяна СЕРГЕЕВА, методист 1‑го МОК, кандидат педагогических наук