Возможность в этом очередной раз убедиться появляется постоянно.
Мне выпала честь участвовать в VII Международной педагогической конференции, которая проходила в Чешской Республике, в городе Марианские Лазни, как представителю учителей русского языка и литературы МСД №6. Тема конференции: «Русский язык как средство межнационального общения народов славянского мира. Формы и методы преподавания русского языка в славянских странах». На конференции были представители Чехии, Болгарии. Делегация России была представлена учителями русского языка и литературы Москвы.
Делегации Москвы довелось побывать в основных школах города Марианские Лазни, пообщаться с чешскими коллегами. Первые впечатления у нас были очень радужные: все отметили, что как будто побывали в своем детстве. Конечно, у чешских коллег в кабинетах также есть интерактивные доски, они используют интерактивные задания, но школы отличает какая-то камерность, замкнутость. Это маленькая страна, отгороженная от большого мира.
Вернувшись домой, рассказывая о том, что увидела, я поймала себя на мысли: я очень люблю свое детство, но моя нынешняя жизнь намного интересней. И моему младшему сыну, который пойдет в школу через год, посчастливилось учиться в московской школе, которая кардинально отличается от того, что я увидела. Чешские школы, милые, добрые, чудесные, - это наше прошлое. Московские школы - это наше настоящее. С его лабораториями, конкурсами, интерактивными музеями, мастер-классами, с его технологиями. Это настоящее, в котором интересно искать себя. В нашем городе создана уникальная образовательная среда, в которой каждый может раскрыть свои таланты. Учителя МСД №6 постоянно обмениваются опытом в рамках сетевого взаимодействия, работы ресурсных центров по реализации городских проектов. И это замечательная возможность не только повысить свои результаты, но и расширить горизонты для коллег и учеников.
Но различия не только в том, что у наших детей больше возможностей найти занятие по вкусу, но и в том, что методически московские учителя обеспечены лучше.
Наш самый главный методический инструмент - Московская электронная школа. В Чехии нет ничего, даже отдаленно напоминающего этот проект. Для нас Московская электронная школа - это свершившееся будущее. Это настоящее, которое мы сами делаем.
Возможность приобщиться к созиданию будущего для наших детей у учителей русского языка и литературы МСД №6 появилась летом. Тогда меня и моих коллег, Татьяну Вячеславовну Сафонову (школа №1449) и Аллу Александровну Соколову (школа №1430), с которыми нас связывает многолетняя совместная работа по разработке методических материалов, пригласили принять участие в разработке уроков по литературе для 10‑х и 11‑х классов в информационно-образовательной среде Российской электронной школы. Совместно мы систематизировали накопленный теоретический и дидактический материал, разработали разноуровневые интерактивные задания для учеников России. Технологии Российской электронной школы дают возможность получить качественное образование любому ребенку в любом уголке нашей необъятной Родины. Они помогают молодым педагогам по всей стране повысить уровень преподавания. Мы рады, что наш опыт, накопленный при работе в Московской электронной школе, будет использован коллегами. Что касается нашего профессионального роста, то мы приобрели опыт создания сценария урока в новом технологическом формате, познакомились с последними разработками в области создания разноуровневых заданий, систематизировали накопленный материал.
Интерактивный контент Российской электронной школы создается практикующими учителями всей России, он ориентирован на деятельность учеников, содержит большое количество оригинальных заданий, аудио- и видео­файлов. С начала учебного года я и мои коллеги из межрайона наравне с материалами Московской электронной школы используем материалы Российской электронной школы. Мы уверены в его качестве, так как все материалы методически выверены и учитель может выбрать те задания, которые помогут ему в данном классе более понятно объяснить тему. Удобство контента в том, что нет рекламы, что все видео- и аудиофайлы качественны. На уроках появилась возможность просмотреть отрывки из художественных фильмов, не опасаясь рекламы, лишних вставок… На поиск нужного материала уходит меньше времени, чем в Интернете.
Нам очень интересно переводить свои уроки в интерактивный формат. И очень приятно, что мои уроки и уроки моих коллег, учителей нашего межрайона, которым я доверяю, входят не только в библиотеку МЭШ, но и в среду Российской электронной школы. О таком я в выпускном классе точно не мечтала. Мои уроки смогут увидеть однокурсники, которые живут и работают далеко от Москвы. Ведь один из ключевых трендов Российской электронной школы - развитие дистанционных сервисов и возможности удаленного обучения. Для меня это не только возможность научить тех моих учеников, кто по болезни пропустил уроки, но и возможность провести уроки в школе в далеком таежном поселке, где я мечтала о будущем, где я решила стать учителем. Это возможность побывать на уроках у своих подруг, которые пользуются уважением учеников по всей России. Это возможность показать уроки своим преподавателям, которым я очень благодарна за те знания, которыми они со мной поделились…
А может быть, наши уроки увидят не только в России, но и за рубежом. В современном мире наблюдается тенденция увеличения интереса к изучению русского языка и русской культуры. Во многих странах мира действуют курсы русского языка при российских центрах науки и культуры, существуют национальные школы, субботние и воскресные школы, где обучаются русскому языку.
На конференции чешские и болгарские выступающие отметили увеличение числа желающих изучать русский язык как язык-посредник. Но в славянских странах существует нехватка методических материалов, учебных пособий, кадров для реализации этого социального заказа.
Мы убеждены, что у электронных школ России и Москвы есть возможности помочь в овладении русским языком всем, кто хочет его выучить. Программное обеспечение позволяет создавать собственные электронные учебные пособия, в которые можно включить различный материал. Это открывает перспективы для создания банка материалов для изучения русского языка как иностранного.
Участие учителей Москвы во всероссийском и международном рынке образовательных услуг - это необходимость сегодняшнего дня. Обучая русскому языку, государство повышает свой имидж и международное влияние через распространение своей культуры и языка; подтверждает качество образования; готовит благоприятную почву для решения экономических вопросов в будущем; привлекает талантливую молодежь из других стран, что создает благоприятную среду для развития науки и образования.
Таким образом, в будущем Российская и Московская электронные школы могут помочь лучше понять нашу великую культуру, ознакомить с шедеврами русского искусства, показать, как талантлив наш многонациональный народ, показать то, как мы любим наших детей и мир вокруг нас.
Альберт Эйнштейн сказал: «Учитесь у вчера, живите сегодня, надейтесь на завтра». Для меня вчера - это та школа, которую я видела, в которой училась, сегодня - Московская и Российская электронная школа, завтра - это будущее, в котором я в виде цифровой проекции войду в класс и в школе в таежном поселке проведу урок.
Будущее продолжает нас манить и остается неизвестным. Трудно предугадать, каким оно будет. Пройдет время, и люди будут открывать новые планеты так же, как когда-то открывали материки. Не может человек по натуре своей сидеть на одном месте, он стремится в будущее. Никто не знает, что ждет человечество. Но во многом от нас самих зависит то, каким будет завтра - будущее, мы сами создаем его сегодня. И электронная школа нам в этом помогает.

Виктория ЗУБКОВА,
учитель русского языка и литературы школы №1449