Жаль, что фильм не предваряет хотя бы короткая справка о герое. Юное поколение вряд ли знает, что Сильвио Берлускони во многом действительно выдающийся человек. Он родился в 1936 году в семье глубоко верующих католиков. В 12‑летнем возрасте по решению родителей стал учиться в католическом лицее, где нравы и дисциплина отличались особой строгостью. По его воспоминаниям, именно в те годы он получил главный жизненный урок о важности человеческой коммуникации. «Я осознал, насколько важно уметь взаимодействовать с людьми и находить общий язык с любым человеком», - скажет он спустя много лет после окончания школы. Тогда же, в подростковом возрасте, он начал развивать врожденный предпринимательский талант: помогал одноклассникам выполнять домашнее задание в обмен на мелочь или сладости.
Учеба в Миланском университете, предпринимательская карьера, головокружительные успехи в бизнесе, вхождение в список Forbes, покупка медиа и футбольного клуба, а потом наконец и политика. Берлускони дебютировал в большой итальянской политике - вдумайтесь! - в возрасте 57 лет. При этом установил рекорд: создав в январе 1994 года свою первую политическую партию «Вперед, Италия!», он всего через два месяца вместе с ней выиграл в стране с 60‑миллионным населением общенациональные парламентские выборы. В том же году он стал премьер-министром - первым в Европе главой правительства с огромным состоянием. Да, его пребывание на этом посту длилось менее года - ему пришлось уйти в отставку из-за обвинений в подкупе налоговых инспекторов. Однако после этого Берлускони трижды занимал кресло премьера: в 2001, 2005 и 2008 годах. Кому еще по силам было такое? Новейшая история не знает подобных примеров. Кстати, профессиональные психологи в качестве одного из факторов успеха Берлускони называют его высокую флиртатность - способность очаровывать, соблазнять как женщин, так и народные массы.
Фильм «Лоро» показывает нам Сильвио (актер Тони Сервилло) периода 2008 года. Точнее, так: сначала нам метафорично, в образе симпатичного, блеющего и потом погибающего животного, представлен простой итальянский народ. (Забавно и с намеком - позже главный герой, вспоминая этот случай, повинится перед другим животным: «Извини за смерть твоей невестки».) Затем мы знакомимся с алчным и похотливым сутенером Серджио (Риккардо Скамарчо), страстно мечтающим познакомиться с всесильным политиком и бизнесменом (так все называют Берлускони).
Всесильный появляется где-то на 10‑й минуте фильма смешной портретной татуировкой на бедре девушки по вызову и примерно на 40‑й - собственной персоной в нормальном человеческом обличье. Хотя о норме можно поспорить: восточный женский костюм, искусно подведенные глаза - что это с Сильвио, мужчиной до мозга костей? Оказывается, этот маскарад придуман для того, чтобы оригинально поздравить с днем рождения супругу Веронику (Елена София Ричи), которая изрядно охладела к мужу из-за его многочисленных измен.
Это не лучший период в жизни героя. Он умело ведет политическую игру, склоняет на свою сторону оппонентов-левоцентристов (да чего уж - подкупает их), однако и агрессия его противников растет. Его всячески отдаляют от власти, обвиняя в противоправной деятельности, в том числе в давлении на прессу и подкупе депутатов парламента, с целью добиться падения правительства предшественника. Он не теряет оптимизма и почти никогда не показывает усталости. Его вечно улыбающееся лицо становится похожим на резиновую маску. Приветливость в глазах, уверенная речь, хороший костюм, специальные стельки в обуви, для того чтобы казаться выше, - разве с таким набором можно упустить госпожу Удачу? Конечно, нет. Но, до того как героя снова объявят премьером, он почувствует, что ему уже больше 70 лет. Старость промелькнет в упреке советника: «Перестань обниматься и отпускать шуточки на саммите, это уже неуместно», в признании красивой девушки Стеллы: «У вас дыхание старческое, как у моего дедушки». Жена, гневно бросив в лицо обвинения, вроде «Ты был в связи с несовершеннолетними!», подаст на развод… Это тоже старость.
Потом будут поздравления с победой от Серджио, от других людей, которым тоже нужны блага - кресло евродепутата или еще что-то подобное. Радость от достижения цели, пустые обещания избирателям… Смотреть на это грустно, поскольку понятно: герой не изменится и будет играть прежде всего в свои игры. А ведь при таких талантах и масштабе власти он мог бы сделать очень многое для процветания родной Италии - страны, где есть прелестные и в то же время непродажные девушки вроде Стеллы, честные бизнесмены, подобные отцу Серджио, где природа настолько божественна, что способна даже отморозков на мгновение превратить в ангелов. Красота картинки, безупречность крупных планов - это одно из главных достоинств ленты; оператор Лука Бегацци, не раз успешно сотрудничавший с Соррентино, и в этот раз не подводит режиссера. Другой плюс - отличная работа всех актеров, особенно Тони Сервилло.
Что касается фильма в целом, то он, к сожалению, оставляет странное впечатление: как будто перед тобой было броуновское движение образов и идей и ты волен был выбирать то, что тебе по душе. Зритель, который хотел увидеть внятную историю по-настоящему интересного, достойного сопереживания героя с его плюсами и минусами, увы, остался ни с чем.