И вот новая книга - «Записки учительницы» Татьяны Мирной с подзаголовком «Классные уроки жизни», где «классные» зачеркнуто, но заметно. Можно понимать как угодно: то ли уроки даются не только в классах, то ли уроки очень хорошие, но автор слегка стесняется это подчеркивать. Во вступлении автор говорит: «…дорогой читатель! Ты читаешь книгу учителя-блогера. Учителем русского языка и литературы небольшой сельской школы на Ставрополье я была 34 года, а блогером стала 4 года назад. …пишу о том, что удивило, поразило, восхитило, остановило, заставило прислушаться и задуматься», и благодарит АСТ за то, что из множества подобных блогеров для издания книги оно выбрало именно ее. Интересно, почему?..
Первое, что приходит на ум, - что в блоге учителя содержится какая-то эксклюзивная информация о современном образовании из первых рук и мимо нее нельзя пройти. Да, в «Записках учительницы» есть раздел «О школе и воспитании». Но он гораздо больше о воспитании, чем о школе. Учительница описывает различные эпизоды, когда родители так-то себя повели с детьми, и задается вопросами, правильно ли они поступили. Примеры она приводит, нуждающиеся не в дискуссиях, а в однозначных ответах: отругали ребенка при чужих людях, накричали на него вместо объяснения ошибки, не хвалят, чтобы лучше старался… Режет глаз заголовок «Быдло-мамаша и быдло-ребенок» в одном месте, формулировка «придурочные родители» - в другом, оскорбительный мем «яжемать» - в третьем. Вроде бы все по ситуации: одна мамаша устроила драку в кафе с другой за то, что повздорили их дети, другая не остановила мальчика, поехавшего на велосипеде по пешеходному переходу на красный свет… А все-таки из уст человека, призванного сеять разумное, доброе, вечное, такие «обзывательства» звучат дико. А «придурочные» - все родители, которые не согласны с учительской стратегией (в блоге это называется «нападки»). Я подозревала, что большой учительский стаж обратно пропорционален вежливости и такту, увы, Татьяна Мирная это подтвердила.
Что же касается образовательного процесса, не знаю, как он освещен непосредственно в блоге, но в книге - скудно. Мирная признает такие его издержки, как: дети и родители вынуждены зарабатывать «стимулирующие баллы» учителям, выполняя множество заданий не по программе и проектов; учителя сами разрабатывают свои программы, в итоге одни задают слишком много, другие - почти ничего, а дети классу к восьмому отвыкают делать домашние задания; несмотря на школьную форму, бедность и богатство учеников все равно заметны по планшетам и прочим гаджетам, и к бедным в классах относятся соответственно; существуют дети, к которым учителя относятся хуже, чем к их одноклассникам, детям не понять, за что; практика подарков учителям действует, и педагоги часто недовольны подношениями - то букет недостаточно красив, то глобус слишком мелкий. Мирная в большинстве вопросов стоит на позициях защиты учителей. Ожидать иного от педагога-блогера (особенно работающего) было бы наивно. Наверное, можно считать, что мы имеем дело с персонифицированным гласом учительского сообщества, и это привлекло издателей.
Но один пункт меня попросту удивил. Несколько постов Мирная посвятила «общественно полезному труду», проводя мысль, что дети должны участвовать в облагораживании школьных площадей и территории, а то, что это сейчас не обязательно, неправильно. «Но ведь кто-то же должен убирать школьный двор, кабинеты и коридоры школы? Кто? Учителя? Родители? Технички? А что тогда будут делать дети?» Учиться, разве нет?.. А полы в классах должна мыть именно техничка, чья должность имеется в штатном расписании. А двор мести - дворник. Уверена, и он в штатном расписании указан. А вот если дворники и технички числятся и зарплату получают, но не работают, а их функции приходится выполнять детям, это повод для проверки школы отделом УВД по экономическим преступлениям.
Татьяна Мирная с пиететом относится ко всему советскому и то и дело ностальгически вспоминает, как «раньше было лучше». В школах воспитывали, а не просто обучали, поводом для гордости были личные заслуги учеников, а не дорогой айфон; жизнь была намного нравственнее, а девушкам в мужском обществе было намного безопаснее. Правда, на 1970-1980‑е годы пришелся пик преступлений небезызвестного Чикатило, к слову, работавшего то педагогом, то воспитателем и жертвы подбиравшего из учеников, но о нем Мирная благоразумно не упоминает.
Дочитывая «Записки учительницы», я уже видела их коренное отличие от книги по блогу Доктора Лизы. Глинка в своем блоге любила практически всех людей - и больных, и их родственников, и тех, кто заходил читать ее записи. Мирная же в своем блоге людей учит. И отнюдь не только в школьном разделе. Львиная доля книги - «семейная психология», зарисовки из собственной замужней жизни и истории знакомых. Вразумляющий тон в них часто взят уже на уровне названий: «Как надо любить», «Только жены-дуры говорят эту фразу», «Главное, что поможет сохранить брак», «Красотка не должна падать». Также присутствуют советы желающим удачно жениться или выйти замуж, рекомендации, какими должны быть идеальные жена и муж. Некоторые посты заканчиваются вопросами автора: «А вы как считаете, друзья?», «Что можно посоветовать Свете?», «Как объяснить?», «Как научить?», но они выглядят педагогическим приемом. Когда учитель в начальных классах вопрошает: «Ну, дети, сколько же фруктов будет в корзинке, если туда к трем яблокам положить две груши?», он знает ответ и ждет, когда его дадут ученики. Вот и Мирная поступает так же.
Сложнее понять, почему пост «Заигралась так, что не заметила, как муж ушел» заканчивается призывом: «…Надо просто жить. Любить, заботиться, верить, доверять… но только не перевоспитывать. Никого и никогда». Он как будто противоречит всему дискурсу книги. Но, возможно, учительница со стажем искренне верит, что она никого не перевоспитывает. Она просто знает, как надо, и всем говорит, а это ведь совсем другое дело!..

Т.П. Мирная. Записки учительницы. - М. : АСТ, 2018.