- Уже сегодня человек меняет профессию 2‑3 раза в течение жизни, а в ближайшем будущем это будет происходить 6‑8 раз. Поскольку в наше время трудно предугадать, какая профессия станет пользоваться спросом через 10‑15 лет, крайне важно воспитывать умение учиться и быстро осваивать новое занятие, брать на себя ответственность, реализовывать свои идеи, работать в команде, принимать решения, развивать предпринимательское мышление, - отметила Любовь Николаевна.
Однако, по мнению Духаниной, приходится признать, что «сегодня система образования не поспевает за быстро меняющимся миром профессий и стремительно развивающимися информационными технологиями. Как результат продолжает расти разрыв между потребностями работодателей и знаниями абитуриентов и выпускников. Образовательные программы не могут отвечать требованиям рынка труда, так как редко заточены под требования работодателей».
- Майский указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» определил необходимость модернизации профессионального образования, в том числе и посредством внедрения адаптивных практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Но существующая система, как среднего, так и высшего образования, остается пока формальной. С этим согласны и сами преподаватели, - считает Духанина.
Подтверждая свои слова, Любовь Николаевна привела результаты исследования Фонда «Национальные ресурсы образования», проведенного совместно с экспертами Общероссийского народного фронта среди 500 представителей профессорско-преподавательского состава 254 вузов и филиалов. В результате оказалось, что преподаватели вузов оценивают уровень предметных знаний студентов на 6 баллов из 10, как и уровень развития способностей и компетенций, на 5 баллов - получение знаний путем самообразования, а также мотивацию к обучению.
По словам Любови Духаниной, преподаватели отметили, что «увеличению качества образования могли бы способствовать «пересмотр образовательных программ, возвращение спецкурсов, сокращение часов на непрофильные дисциплины и увеличение - на профильные», «пересмотр программ с учетом современных требований образования и задач, поставленных современным обществом», «концентрация на изучении профильных дисциплин», «практико-ориентированное обучение, составление учебных планов с учетом потребностей работодателей», «снижение уровня формальности учебных программ, большая ориентация на развитие профессиональных навыков (а не академических, теоретических знаний), индивидуальный подход к каждому студенту».
- Отрицательно на качестве подготовки студентов сказывается и переход на систему бакалавриата из-за сокращения почти в два раза аудиторных и практических занятий. Неудивительно, что на рабочем месте молодых специалистов приходится доучивать. По данным Министерства труда РФ, доучиваться на рабочем месте вынуждены более 70% выпускников российских вузов. При этом, как показывают опросы Народного фронта, проблемой не всегда является отсутствие профессиональных знаний, часто это неумение выстраивать отношения в коллективе, - подчеркнула Любовь Духанина.
Любовь Николаевна привела также примеры исчезающих специальностей, среди них профессии бухгалтера, кассира, диспетчера, секретаря, консультанта, копирайтера, корректора, риэлтора, турагента. Будущим абитуриентам стоит задуматься над получением профессий будущего - архитектора виртуальности, игропрактика, IT-медика,web-садовника, тренд-хантера, сити-фермера, куратора персональных данных… Примечательно, что общество «Знание» выступит разработчиком профессионального стандарта к одному из видов деятельности, который может появиться в самом ближайшем будущем, - консультанта в области развития цифровой грамотности.
- Профессорско-преподавательский состав российской высшей школы осознает, что нельзя исключить базисное образование, - убеждена председатель Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы Елена Ляпунцова. - Но ее вариативная часть непременно должна подчиняться тем вызовам и соответствовать тем темпам, которые устанавливают современные реалии. Ляпунцова также отметила, что молодым специалистам важно чувствовать себя защищенными и востребованными там, где они родились, а не ехать за работой за тридевять земель. Кроме того, она подчеркнула значимость личности преподавателя в образовательном процессе и необходимость постоянного самосовершенствования педагогического состава вузов.
Исполнительный директор Ассоциации технических университетов Валерий Балтян и ответственный секретарь Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Юрий Съедин рассказали о том, какие инновационные методы и проекты внедряются в образование и как общественные объединения содействуют развитию высшей школы. Примечательно, что в режиме видеомостов здесь была также возможность пообщаться с представителями вузов Ростова-на-Дону, Мурманска и Пятигорска. В ходе пресс-конференции были объявлены итоги проекта «Золотые имена высшей школы» - ежегодного конкурсного отбора самых достойных представителей профессорско-преподавательского состава, имеющих высокие достижения в учебном процессе и применяющих инновационные практики для повышения качества образования. Имена победителей будут внесены в Книгу почета преподавателей вузов РФ.