Бизнес - это азарт
Уникальный проект «Любимый жук» действует в Екатеринбурге вот уже 13 лет. В нем все необычно, креативно и эффективно, начиная с названия. Любимый жук - это божья коровка. Какой ребенок не пел ей песенку, посадив на палец? Знак природы, солнца, радости, позитивно воспринимаемый детьми. «Любимый жук» - символ с богатым понятийным смыслом, ясный, внятный и в то же время с внутренней загадкой, интригой, вызывает эмоции и заставляет соображать: о чем речь? О воспитании. О формировании очень важных качеств характера. Ведь ЖУК еще и аббревиатура, расшифровывается как «Жить, учиться, креативить». А можно растолковать по-другому: «Жить умной командой».
Пять лет назад проект, основным содержанием которого поначалу было издание психологического журнала для детей и взрослых, принципиально трансформировался и вырос в международную школу бизнеса. И здесь нужно «пройтись по понятиям». Если кто-то считает, что бизнес - нечто сухое, серьезное и жесткое, такие стереотипы будут разрушены. Бизнес - это азарт, яркая идея и красивое исполнение, у него солнечные цвета: желтый, оранжевый, красный. И вообще по-русски «бизнес» - это «дело». А лидер - тот, кто свое дело осуществляет лучше других. Каждый может стать лидером там, где он талантлив. Смысл системы бизнес-образования не научить детей зарабатывать деньги (хотя и такой результат приветствуется!), а прежде всего отыскать свой талант и понять, каким путем его реализовать.
Дети могут войти в дружную команду «Любимого жука» в четыре года и остаться до шестнадцати лет. Для каждого возраста разработаны отдельные программы. Год за годом юные лидеры поднимаются по ступенькам-классам.
Малыши изучают психологические процессы - внимание, мышление, память, восприятие, ощущение, воображение - через игры, выполнение коллективных и индивидуальных заданий, общение с преподавателями. Шестилетки узнают о том, что есть лидерство, разбирают вопросы мотивации и двигаются уже к смыслу жизни! Они выбирают себе ответственное дело. Например, команда решила: «Мы будем сами мыть дома полы». Разбирают процесс «по косточкам»: начало, выполнение, результат; создают себе мотивацию. Сознательно относятся к каждому этапу. Четко знают: бросить нельзя, значит, надо управлять желаниями и настроением!
Лет в двенадцать наступает период собственного проекта. К этому времени ребята в основном определяются, что им нравится, что получается и чем хочется заниматься. Детский интерес может вырасти в дело жизни. Яна Малинкина с одиннадцати лет увлеклась рисованием комиксов для журнала «Любимый жук», став победительницей конкурса. Сейчас ей пятнадцать, она оканчивает художественную школу и четко знает, чем будет заниматься в жизни. А Настя Жилина, выпускница, выбрала для своего бизнес-проекта индустрию моды, дизайн одежды.
Сегодня «Любимый жук» - это светлое, нарядное помещение в центре Екатеринбурга, где по расписанию проводятся занятия для ста и более юных лидеров, а божьих коровок можно встретить в самых разных обличиях - вязаных, кожаных, нарисованных, многие из них сделаны руками детей. Это каникулярные тематические смены, в том числе выездные; крупные городские мероприятия; тесное взаимодействие со школами, вузами, библиотеками. Это 14 лицензированных образовательных программ.
В школе бизнеса сейчас преподают известные педагоги, люди с опытом успешного ведения своего дела. Но «Любимый жук» - это авторский проект, у него есть инициатор, создатель, вдохновитель - детский и социальный психолог Ирина Черкасова. Как знаковые события сложились в пазл ее личного дела жизни?

Пазл судьбы
Ирина Евгеньевна улыбается, впрочем, она почти всегда улыбается!
- Смотрю назад и вижу такую сцену. День рождения, мне пять лет. В садике была традиция: именинник проходит вдоль ребячьего строя, и все его поздравляют. И вот я иду, волнуюсь, радуюсь, на мне яркое нарядное платье, красное в горошек, платье божьей коровки! И всегда, везде эти милые жучки меня находили, садились на руки, на одежду…
А если серьезно, мне повезло с раннего детства. Воспитательница Алевтина Александровна умела в маленьком человечке, каждом из нас, увидеть то, что из него получится. Я никогда не засыпала во время тихого часа, и Алевтина Александровна, поняв, что бесполезно мучить упреками, предложила: «Как только все заснут, ты выходи, будем цветы поливать, порядок в игрушках наводить». Я почувствовала ответственность: значит, мне надо как можно скорее всех уложить, чтобы заняться важным делом. Читала детям, рассказывала сказки. Воспитательница могла оставить меня с ребятами и в активную часть дня. Я для каждого что-нибудь придумывала: у тебя, Саша, хорошо получается машинки собирать, а Галя пусть кукол покормит. Воспитательница, вернувшись, видела: в группе порядок, все при деле.
В одиннадцатилетнем возрасте Ирина точно знала, что будет психологом. Во время учебы в гуманитарном университете устроилась работать в свою школу, в которой и училась. С двадцати лет начала консультировать: взрослые люди удивлялись ее мудрости, а так как результаты появлялись через пару сеансов, очередь записывалась за три месяца вперед. Уже тогда Черкасова опиралась на такие понятия, как система предназначения, понимание своего таланта. Начала выступать на большие аудитории с авторскими мастер-классами.
- В какой-то момент стало очевидно: наблюдается острый дефицит важнейших знаний о жизни, люди не способны найти ответы на элементарные вопросы, - говорит Ирина Евгеньевна. - Говорят, яйца курицу не учат. Еще как учат! Ребенок превосходно обучает родителей. Замечательно, когда они учатся вместе. Так постепенно появилась идея просветительского журнала.
Журнал стал и инструментом решения психологических проблем. Ирина Евгеньевна полагает, что вый­ти из сложной психологической ситуации можно через увлечения. Девочка Соня интересовалась лошадьми и знала о них буквально все. В одном из первых номеров журнала «Любимый жук» появились ее фоторепортаж и статья на неожиданную тему «Почему у лошадей глаза грустные». Когда ребенок сочиняет, что-то придумывает, включается творческий механизм, который помогает избавиться от комплексов. Если же он еще и видит результаты своего труда, возрастают уверенность и самооценка.
Мне запомнился журнал, на обложке которого девочка обнимает большую красивую собаку. За фотографией стояла целая история победы над страхом. Маленькую Наташу покусала бродячая собака; теперь даже от слабого гавканья девочка впадала в истерику. Родители обратились к психологу. После проведения необходимой терапевтической работы было принято совместное решение: нужен практический опыт. Ребенок тогда справится со страхом, когда подружится с реальной собакой.
- У нас жил шикарный пес Ретт, английский мастиф весом под 90 килограмм, аристократ, увалень с большой любовью к детям. Я объяснила ему ситуацию, он понял. Сидел в одном конце комнаты, Наташа в противоположном, и оба медленно, шаг за шагом приближались друг к другу. Умный Ретт не форсировал события, и лишь когда девочка совсем успокоилась, мягко прижался к ее ноге, и Наташе удалось его обнять! Она торжествовала! Если правильно выстроить стратегию, можно решить любую задачу.
Десять лет журнал тесно контактировал со школами Екатеринбурга. Ирина Евгеньевна проводила в школах занятия по тематике очередного номера (например, мотивация достижений, развитие эмоционального интеллекта). Затем ученики под руководством энтузиастов-учителей писали заметки, фиксировали впечатления. Собиралось огромное количество детских работ, из них составлялись статьи, кроссворды, головоломки. У Черкасовой появились помощники, такие надежные, как Диляра Дамировна Абдуллина, тоже психолог по образованию. Журнал стал очень популярен, очередного номера ждали с нетерпением и дети, и родители.
И вот - новый виток истории. Рассказывает Ирина Евгеньевна: «Запрос пошел от самих детей, мне ничего придумывать не пришлось». Во время школьных встреч все чаще звучали вопросы: «Что такое предприимчивость?», «Как создать свое дело?», «Можно ли развить лидерские качества?». Конечно, можно. С этой целью при «Любимом жуке» была создана школа бизнеса, а в журнале стартовала серия «Юный бизнесмен». «Семь секретов миллионера» - это не про деньги, а про личностные качества: целеполагание, планирование, ответственность, коммуникация, сотрудничество, самосовершенствование, и лишь потом - финансовое чутье.
Кто же учится в школе бизнеса? Ирина Евгеньевна не скрывает: желающих много, но берут не всех.
- Собеседование с родителями я провожу сама, нужно понять цели, задачи семьи. Чтобы ребенок дома оказался не в пустоте, а в атмосфере интереса и понимания со стороны близких. Детки у нас одаренные, умницы и умники. Некоторым родителям приходится советовать: «Сейчас вам лучше потратить время и деньги на песочную терапию, например, наша школа пока не будет для вас эффективна». Или папа-бизнесмен спохватывается, что некому передать дело, а сынуля уже привык лежать на диване. У нас же работать надо, «нехочухи» не выдерживают.
А вот другой случай. Приходит молодой человек, напоминает: «Когда я был подростком, вы помогли мне определиться в жизни. Я стоматолог, доволен своей работой». И приводит к нам своего малыша…
Смысл бизнеса - это удовлетворение людей через собственные идеи, труд - дело. Каждый человек, который нашел свой талант и путь, по сути, успешный бизнесмен.
Проект вызывает большой интерес, в формате интеллектуальной франшизы он начал воспроизводиться в разных городах России.

Опыт и советы успешных детей и их родителей

Последний выпуск журнала посвящен развитию силы воли. Говорящие названия статей номера. Лидер и сила воли. Как развить силу воли (советы на каждый день). Сила воли и успех в жизни. Двенадцать помощников на пути достижения цели. Как помочь ребенку стать сильной личностью. Тест «Развита ли у тебя сила воли?». Головоломка «Формула успеха». Удивительные примеры волевых людей. Комикс «Правила бизнеса. Выполнить заказ».

Екатеринбург