Из ста приходящих на экскурсии в Государственный музей истории ГУЛАГа старшеклассников только 20 знают, что такое ГУЛАГ. Кто-то из педагогов скажет, что это хорошо. «Давно пора забыть травматичный опыт наших предков», - дополнят другие. Но в таком подходе скрывается ошибка многих из нас. Не проработав такой сложный опыт, травму, трагедию, мы рискуем получить тяжкие последствия.
30 октября в России - это День памяти жертв политических репрессий. В прошлом году в Москве был открыт первый общенациональный монумент жертвам политических репрессий - Стена скорби. На открытии монумента Президентом России были произнесены слова, которые могут быть восприняты учителями как элемент демаргинализации этой темы: «Политические репрессии стали трагедией для всего нашего народа, для всего общества... Наш долг - не допустить забвения. Сама память, четкость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения».
Привлекательными для школьников формами работы с этой темой могут быть те, в основе которых деятельность, живое общение, качественный исторический материал, принципиальные позиции в отношении исторического периода. Эти формы можно использовать не только во время уроков, но и в рамках воспитательных мероприятий, классных часов, бесед со школьниками. Педагоги школ, где принято работать с этой темой, говорят об эффективности следующих форм:
- просмотр и обсуждение видеоинтервью с жертвами политических репрессий (проект «Мой ГУЛАГ» - https://mygulag.ru);
- работа с интерактивной картой ГУЛАГа (https://gulagmap.ru);
- работа с линией времени (таймлайном) и нанесение на нее различных данных, взятых из письменных источников личного происхождения: писем, дневников, мемуаров, авто­биографий;
- поиск мест с установленными мемориальными знаками общественной инициативы «Последний адрес» (https://www.poslednyadres.ru);
- поиск информации о жертвах политических репрессий в специализированных базах данных (http://base.memo.ru) и работа с ней (анализ, систематизация, визуализация);
- организация школьных выставок с поиском материалов о местах памяти в регионе и проведение экскурсий самими ребятами для своих сверстников по этим выставкам;
- создание аудиогидов по локальным, региональным местам памяти или биографиям репрессированных земляков;
- работа с воспоминаниями жертв репрессий: коллективное чтение и обсуждение, географическая реконструкция путей следования заключенных, восстановление истории упоминаемых объектов.
При всем обилии форм, материалов, методических разработок во многих школах с темой памяти еще не научились работать. И это не только относится к теме истории политических репрессий, но и вообще к работе с тонкими, сложными темами, которые не терпят равнодушия, поверхностного отношения.
Год назад меня как сотрудника Музея истории ГУЛАГа пригласили в одну школу. Само мероприятие и по форме, и по содержанию сочетало в себе столько всего, что трудно было понять, для чего все это действо.
Долго собирался зал. Все параллели старших классов должны прийти. Их искали: кого-то забрали с урока физкультуры, кого-то не отпустили к репетитору.
После того как все пришли, мероприятие началось. Все выступавшие одеты по правилу «черный низ - белый верх». У ребят в руках папки с текстами. Все строго, чинно, благородно.
А дальше было все - от рассказа о Николае Гумилеве с декламацией его стихов до кадров из фильмов, связанных с нацистскими концлагерями. День памяти жертв холокоста не могли обойти стороной и решили о нем также сказать вот в такой форме. Еще одним важным элементом мероприятия было выступление молодой учительницы c рассказом о своем прадеде, репрессированном в 1937 году и чуть позже расстрелянном. И все бы ничего, но улыбка, которая не сходила с ее лица во время рассказа, выдавала непонимание того, что она делает.
Все эти блоки мероприятия перемежались песнями. Лиричными, грустными. Эти песни, возможно, не первый раз звучали со сцены. Они бы подошли как для Дня Победы, так и для Дня защиты детей.  
Если проанализировать организацию такого события в школе, то можно вычленить огромное количество проблем, которые сопровождают учебно-воспитательный процесс. Но в рамках разговора о жертвах политических репрессий все ошибки становятся критическими, с оттенком кощунства и безразличия. Эти ошибки не только умаляют память о людях, но показывают ребятам образцы того, что допустимо со стороны взрослых. Они видят эту игру, они чувствуют, они воспринимают неискренность и неправду. Не получая опыта открытого, доверительного разговора, они становятся не восприимчивы даже к словам, которые исходят от вполне искренних, открытых и профессиональных людей.
В работе с темой политических репрессий, не проработав ее глубоко самостоятельно, очень легко вызвать у школьников ее отторжение.
Многие учителя избегают этой темы по ряду причин.
Учитель может не разбираться в истории массовых репрессий. Он боится озвучить не те цифры, использовать невыверенные данные. В этом случае необходимо тщательно изучить тему, а возможно, привлечь для работы с учащимися тех, кто является специалистом, - сотрудников музеев, исследователей, краеведов.
Кто-то из учителей считает, что эта тема не для детей. В этом варианте учителю может помочь знакомство с книгами, исследованиями, монографиями, посвященными теме травмы в национальном масштабе. При желании учитель может найти множество материалов, чтобы содержательно, педагогически обоснованно и с пользой рассказать подросткам о прошлом.
Можно лишь в назывном порядке обозначить количество людей, пострадавших от репрессий.
Но сухие числа только тогда оживают, когда за ними виден конкретный человек, конкретная судьба. При знакомстве с такими данными и просмотре видеовоспоминаний людей, прошедших через лагеря или депортированных из родного дома, информация начинает работать.
Государственным музеем истории ГУЛАГа к Дню памяти жертв политических репрессий подготовлен урок Памяти, он доступен на сайте музея (gmig.ru) и на портале Московской электронной школы. Это комплекс упражнений, видео- и аудиофрагментов, которые могут быть использованы педагогами для самостоятельного создания сценария взаимодействия с подростками в рамках урока.
Многие подростки, которые по природе своей искатели справедливости и истины, работая с темой репрессий, раскрываются по-особому. Отвечая на вопрос «Что я могу сделать для сохранения памяти о невинно осужденных людях?», произносят важные слова о том, что узнают у своих бабушек и дедушек об истории семьи.

Статфакт

    В 1930‑1931 годах в «кулацкую ссылку» в малообжитые районы Европейского Севера, на Урал и в Сибирь были отправлены около 400 тысяч крестьянских семей общей численностью свыше 1803000 человек.
    Общее число жертв насильственных переселений и ссылок за годы существования СССР составило более 6 миллионов человек.
    В годы Большого террора (1937‑1938 гг.) расстреляны по политическим мотивам около 700000 человек.
    В годы Великой Отечественной войны принудительному переселению подверглись представители 61 национальности. Семь народов (балкарцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, крымские татары, немцы и чеченцы) лишились не только исторической родины, но и своих национальных автономий.
    За 27 лет существования ГУЛАГа (с 1930 по 1956 год) через лагеря, колонии и тюрьмы прошли около 20 миллионов человек, из них свыше 4 миллионов были осуждены по политическим мотивам.
    По официальным сведениям, умерли в ГУЛАГе около 2 миллионов человек.
    По неполным официальным сведениям, всего за контрреволюционные преступления в СССР были осуждены около 5,5 миллиона человек, в том числе более 4 миллионов человек приговорены к лишению свободы.
    К началу Великой Отечественной войны в ГУЛАГе находились 2350000 заключенных, из них около 30% отбывали наказание за так называемые контрреволюционные преступления.
    Максимальный уровень концентрации заключенных в местах лишения свободы отмечался летом 1950 г., когда в лагерях, колониях и тюрьмах находились более 2,8 миллиона человек. Такое же количество советских граждан находилось в тот период в ссылке и на спецпоселении.
    В настоящее время в России проживают около 800 тысяч человек, реабилитированных и признанных пострадавшими от репрессий, в их числе примерно 20 тысяч - жители Москвы и Московской области.

​Константин АНДРЕЕВ, руководитель Образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа, победитель всероссийских педагогических конкурсов, Москва