В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы». Напомним, что накануне президент Владимир Путин подписал Указ «О создании Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации». На слушаниях обсудили направления деятельности фонда и общий комплекс мер, направленных на сохранение языкового многообразия страны. Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов отметил, что в России говорят на 170 языках, на 24 языках ведется преподавание, 81 изучается в школах как предмет «Родной язык». Вместе с тем в сфере изучения и преподавания языков народов России накопилось много проблем. По словам Никонова, фонд будет работать над вопросами, связанными с подготовкой учебников и пособий, примерных образовательных программ, педагогических кадров, поддержкой филологической науки. Председатель Комитета по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов напомнил, что необходимо также разработать новое поколение ФГОС и концепцию изучения родных языков. Одним из основных направлений работы фонда будет поддержка и сохранение языков коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, подчеркнул депутат. Также планируется развивать электронное обучение. «В ряде субъектов уже есть интересные программы и проекты, которые предлагают изучение родных языков посредством Интернета. Мы должны этот вопрос проработать на примере национальных республик, в том числе Татарстана», - сказал глава Комитета по делам национальностей. Отдельный вопрос - создание системы мотивации для учеников и родителей к изучению родных языков. «Это могут быть и дополнительные баллы в вузах, и поощрение учителей, чьи методики эффективны, и восстановление всероссийских олимпиад по родным языкам», - считает Ильдар Гильмутдинов.

Правительство РФ выделило из своего резервного фонда 2,5 миллиарда рублей на обновление парка школьных автобусов в регионах. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. На выделенные средства в субъекты РФ предполагается дополнительно поставить в 2018 году не менее 1200 школьных автобусов российского производства.

Заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова в ходе визита в Пекин совместно с заместителем Премьера Госсовета КНР Сунь Чуньлань провела 19‑е заседание Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. Стороны обсудили вопросы взаимодействия в области образования, здравоохранения, культуры и кинематографии, туризма, спорта. Татьяна Голикова, говоря о сотрудничестве в образовании, в частности, отметила значимость проекта по созданию в Шэньчжэне совместного университета на базе МГУ им. М.В.Ломоносова и Пекинского политехнического университета, а также поблагодарила китайских коллег за содействие в работе русских центров и кабинетов русского языка при вузах.
Среди документов, подписанных в ходе визита российской делегации, - протокол заседания Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области образования. Стороны договорились об увеличении обмена учащимися до 100 тысяч человек к 2020 году, о расширении межвузовского сотрудничества, о продолжении развития российско-китайских ассоциаций профильных вузов и расширении деятельности по распространению русского языка в Китае и китайского языка в России. Также подписан меморандум о сотрудничестве в сферах дополнительного образования, организации отдыха детей и их оздоровления между Минпро­свещения России и Министерством образования Китая. Документ предусматривает обмен специалистами и школьниками, проведение совместных фестивалей детского творчества, конкурсов и олимпиад по русскому и китайскому языкам. По словам статс-секретаря - заместителя министра просвещения Павла Зеньковича, меморандум закрепляет уже сложившийся между странами формат сотрудничества: «Более 10 лет ведущие детские и юношеские организации России и Китая принимают детей на взаимной основе, и, если взглянуть на статистику, эта практика с каждым годом расширяется. Так, например, в 2017 году в ВДЦ «Океан» по дополнительным общеразвивающим программам обучались 66 детей из Китайской Народной Республики, в 2018 году мы планируем принять 210 человек. Мы также намерены продолжить добрую традицию проведения фестивалей детского творчества России и Китая».
В Минпросвещения России подвели промежуточные итоги пилотного проекта по передаче школ с муниципального на региональный уровень, стартовавшего в прошлом году. Цель проекта, напомнила министр Ольга Васильева, - разработать эффективные региональные модели управления образованием, усилить роль государственного управления в обеспечении качественной работы российской школы. В 20 пилотных регионах проходит апробация трех моделей. Шесть субъектов РФ апробируют модель передачи полномочий в сфере общего образования с муниципального на региональный уровень вместе с имуществом образовательных организаций. Пять регионов - модель передачи полномочий без передачи имущества. Девять регионов - модель сохранения полномочий управления за муниципалитетом, но с заключением соглашений между субъектом РФ и муниципалитетом. По словам научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, каждая из трех моделей вариативна и реализуется с учетом специфики региона. «Утверждение о том, что министерство движется в сторону тотальной передачи учредительства на региональный уровень по единой модели, не более чем миф, - заявил он. - В целом речь идет о разработке эффективной модели, которая обеспечит прямое финансирование образовательной организации с уровня региона, о достоверной оперативной обратной связи, которая позволит прогнозировать ситуацию, о полной цифровизации управления на основе автоматизации сбора и обработки данных и, наконец, о гарантированной реализации федеральных государственных образовательных стандартов». Для следующего этапа проекта, по словам Адамского, разработана новая «дорожная карта», которая предполагает расширение числа пилотных регионов и нормативное закрепление разработанных моделей.

В Министерстве просвещения РФ вручили награды лауреатам и победителям V Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России». Глава ведомства Ольга Васильева, приветствуя гостей, отметила, что количество конкурсантов растет с каждым годом, а это значит, что инклюзивное образование развивается. Заместитель министра Татьяна Синюгина в свою очередь подчеркнула, что конкурс - это возможность продемонстрировать достигнутые результаты, и поблагодарила лауреатов за создание комфортных условий обучения ребят с особыми образовательными потребностями. «Это очень непросто, но очень важно: дать возможность каждому ребенку чувствовать себя счастливым. Мы далеки от мысли, что у нас все получилось, что можно успокоиться и только оценивать результат, вместе нам предстоит еще очень многое сделать», - резюмировала Татьяна Юрьевна. В номинации «Лучшая инклюзивная школа» первое место заняла средняя общеобразовательная школа №21 Белгорода, второе - основная школа №3 города Переславля-Залесского Ярославской области, а третье место получила школа №593 Невского района Санкт-Петербурга. В номинации «Лучший инклюзивный детский сад» победителем стал детский сад №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга, на втором месте - детский сад №8 Красногорска Московской области, третье завоевал детский сад №8 «Гармония» Ново­российска.

Рособрнадзор на основании решения Арбитражного суда прекратил действие лицензии Московского института телевидения и радиовещания «Останкино». Кроме того, по результатам проведенных проверок приостановлено действие лицензии Московского технологического института. Напомним, что при приостановке или аннулировании лицензии, а также приостановлении или лишении государственной аккредитации учредитель вуза обязан обеспечить перевод студентов с их письменного согласия в другие высшие учебные заведения по аналогичным направлениям подготовки с сохранением всех условий обучения (формы и курса, а также стоимости обучения).

Рособрнадзор направил в регионы рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2018‑2019 учебном году. Методические материалы опубликованы на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и включают рекомендации для региональных органов управления образованием, образовательных учреждений, экспертов, участвующих в проверке работ, а также рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников. Напомним, что для выпускников 11‑х классов сочинение служит допуском к государственной итоговой аттестации. По желанию работу могут написать и выпускники прошлых лет, чтобы представить ее результаты при поступлении в вузы. Пять открытых направлений тем итогового сочинения, выбранные на 2018‑2019 учебный год: «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость».
Итоговое сочинение (изложение) пройдет 5 декабря, а также в дополнительные сроки - 6 февраля и 8 мая. Комплекты тем для различных регионов за 15 минут до его начала по местному времени будут размещены на официальном информационном портале ЕГЭ.
Заявления на участие в испытании необходимо подать не позднее, чем за две недели до его проведения. Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут. Для участников с ОВЗ она увеличивается на 1,5 часа.
Участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и другие средства хранения и передачи информации. Также выпускники не имеют права пользоваться текстами литературных источников.