Появление цифровых технологий и онлайн-уроков существенно расширило арсенал инструментов преподавателя. Теперь урок может быть дополнен видеоматериалами и занимательным интерактивом в виде игр или тестов. Это не просто позволяет удержать внимание класса, но и заинтересовать детей самим предметом. Так, учитель астрономии школы №1354 «Вектор» Марина Лазарева призналась, что ни один учебник по астрономии не сможет передать красоту Вселенной и, например, показать, какие оттенки бывают у звезд:
- Для занятий я использую видеоуроки, разработанные Московской электронной школой, где есть, к примеру, видеофильм «Как ориентироваться в звездном небе». После просмотра каждый школьник влюбляется в астрономию.
Впрочем, не все учителя успевают использовать возможности цифровых технологий на своих предметах - после проверки домашних заданий и контрольных работ совсем не остается времени на творческий подход к составлению сценария урока. По данным проекта «Яндекс.Учебник», среди опрошенных 3500 педагогов из разных регионов России оказалось, что почти половина из них тратит на подготовку к занятиям более двух часов. Яндекс предложил оптимизировать этот процесс и создал в помощь учителям онлайн-сервис «Яндекс.Учебник» - теперь можно составить контрольные и проверочные задания на весь класс и проверить домашнюю работу, потратив всего около 15 минут. Теперь с помощью сервиса ученики 2‑4‑х классов могут выполнить домашнюю работу, протестировать свои знания по математике и русскому и сразу же получить результаты проверки. Учитель следит за прогрессом учеников онлайн, и такая возможность позволяет ему быстрее ориентироваться в том, где у ребенка могут быть слабые места и с чем ему нужно помочь.
Если же ребенок пропустил много занятий по болезни, из-за выступлений или соревнований и хочет догнать одноклассников, восполнить пробелы ему помогут видеоуроки образовательного проекта InternetUrok.ru, записанные лучшими учителями со всей России, в том числе из Москвы. После виртуальных занятий закрепить знания ученик сможет с помощью тестов и тренажеров. А еще в InternetUrok.ru можно пройти школьную программу в экспресс-режиме: для семи-девятиклассников есть раздел с эффективными курсами по алгебре и физике. Годовой курс в традиционной школе - это где-то 60‑70 уроков, а в онлайн - 14‑15. Программа и теоретическая часть насыщена яркими примерами из жизни, что помогает детям понять одни из самых сложных школьных предметов.
Увы, в педагогических дискуссиях вопрос домашнего обучения, на которое, как правило, переходят по состоянию здоровья, поднимается не часто. Кажется, что это тема несущественная - ведь обычно в школе таких детей буквально один-два. Но в масштабах страны - их десятки и даже сотни тысяч. Благодаря онлайн-сервисам типа InternetUrok.ru домашняя и семейная формы обучения могут стать намного более качественными.
Такое обучение требует самостоятельности от ученика - он сам организовывает свой образовательный процесс. После видеоуроков и онлайн-заданий учителя дистанционно проверяют уроки и по мере необходимости общаются с учениками, объясняют, поддерживают, помогают, дети не остаются один на один с компьютером.
- Нельзя сказать, что в будущем онлайн-образование полностью заменит школьное, но как вспомогательное оно уже работает. Сейчас есть тенденция к модели смешанной формы обучения: половина программы может осваиваться на углубленном уровне в кружках и секциях или на онлайн-курсах, а половина в школе на общеобразовательном уровне, - объяснил ректор МГПУ Игорь Реморенко.
А ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов вообще предполагает, что его вуз полностью откажется от лекционных занятий в пользу именно онлайн-курсов.
Большинство образовательных проектов можно условно разделить на две группы: одни помогают в учебе, другие дают углубленные знания сверх школьной программы. Так, недавно возник ресурс Laba.Media, который в самых разных форматах рассказывает просто о сложном с помощью физических экспериментов и их детальных разборов, тематических подкастов и образовательных тестов. Этот образовательно-просветительский портал позволяет понять, как устроен человек и окружающий мир с точки зрения естественных наук и инженерно-технических знаний. Ответы на вопросы о том, откуда у человека берутся фобии и как с ними жить, где встречаются законы физики и почему нужно знать «химию» на этикетках от продуктов, будут интересны не только школьникам, но и родителям. Руководитель проекта Laba.Media Евгений Насыров отмечает:
- «Лаба» - это путеводитель для людей, которые в свое время «сидели на задней парте» и «голову дома забыли». Мы не столько издание о науке, сколько медиа, которое рассказывает о повседневных проблемах людей с точки зрения самых передовых научных знаний. Помогаем освободиться от мифов и заблуждений, которые окружают нас каждый день.
Современные электронные ресурсы и цифровые платформы качественно меняют наше образование. Они снижают нагрузку на учителя и ребенка, становятся еще одним каналом коммуникации между ними. Также они меняют и роль учителя. Руководитель методического отдела образовательного проекта InternetUrok.ru Юрий Гребенюк заметил:
- Учитель уже перестал быть единственным источником информации и даже самым авторитетным - любую информацию можно найти в устройстве, которое лежит в кармане каждого школьника. Ученики понимают, что педагог не может знать больше Интернета о своем предмете.
Он также отмечает, что теперь учитель должен стать неким проводником в этом необъятном пространстве информации, научить ребенка отделять важное от неважного, правду от вымысла и обмана. Кажется, можно поблагодарить новые образовательные ресурсы за то, что они меняют подходы к обучению. А когда процесс получения знаний упрощается, то и количество образованных людей в мире увеличивается.