Елена ЖИЛЬЦОВА, учитель года Новгородской области-2018, преподаватель русского языка и литературы школы №2
г. Пестово, Новгородская область:
- Федеральный перечень нужен, но все учебники должны быть доступны для учителя с точки зрения выбора (речь идет о тех, которые прошли процедуру отбора). Если говорить о едином, безальтернативном, учебнике литературы, то считаю, что он невозможен. Как может литература в путах идеологии формировать полноценную личность? Необходима свобода от них, а автора, который выражал бы общее мнение, просто нет.

Екатерина ОГОРОДОВА, учитель года Мурманской области-2016, учитель географии средней
школы №19 Заполярного, Мурманская область:
- Такой перечень нужен и должен гарантировать учителю качество учебника и комплекта к нему. Сегодня ты выбираешь учебники, затем пишешь программу, составляешь комплекты практических, контрольных, самостоятельных работ и учишь детей по этим учебникам с 5‑го по 8‑й класс, а в августе, например, тебе говорят, что твой учебник для 9‑го класса выкинули из перечня: «Меняй учебник и заново пиши программу». Мы подобное пережили в прошлом году. Для школы это колоссальные затраты! Да и сама ситуация, когда ты должен переделывать то, что делал вчера, выматывает, конечно. Наверное, основная проблема в этом.

Мария КОРОЛЕВА, лауреат конкурса «Учитель года России»-2016, преподаватель английского языка
гимназии №1 Кирово-Чепецка, Кировская область:
- Федеральный перечень в любом случае нужен, чтобы не было хаоса в выборе учебников. Меня абсолютно не беспокоит вопрос свободы самостоятельного выбора учебника по предмету. Я работала по разным УМК, если нахожу какие-то слабые стороны того или иного учебника (с моей точки зрения), я просто адаптирую предлагаемый материал, подбираю больше заданий по определенному правилу или теме. Никто не ограничивает учителя в дополнительных ресурсах, но многие хотят такой учебник, к которому не надо было бы ничего дополнительно придумывать и искать. Представим: каждому учителю разрешат самому для каждой параллели выбирать учебник, а выбранный УМК им потом снова не понравится. На кого лягут расходы по приобретению этих учебников?

Елена СОЛОВЬЕВА, учитель русского языка и литературы, Воронеж:
- Выбор учебников у учителя должен быть обязательно. Но это должен быть выбор по уровням сложности, а не ради обычного разно­образия. Для общего уровня преподавания - один учебник, для углубленного - другой, для детей-инофонов - третий. Но вообще-то этой проблемой чаще интересуются историки, это у них каждый новый учебник - отдельный взгляд на мир и его исторические этапы, а у нас все не так сложно. Хотя, конечно, ребенку приходится нелегко, когда он переходит в школу, где обучение идет по другим программам и учебникам.