- Потому что все вокруг нас сплошное обществознание, хочется разбираться в процессах, которые происходят в экономике, политике, культуре, праве, философии. Со школьной скамьи обожаю обществознание и… не поверите, математику. Но все-таки склонился в пользу первого, несмотря на то что моя мама 15 лет была учителем математики.
- Честно говоря, Алихан, слушая ваши выступления на конкурсе, я решила, что вы чистый гуманитарий…
- Нет, в 11‑м классе я даже выиграл городскую олимпиаду по физике, собирался на физмат поступать, но в последний момент, поговорив с семьей, передумал.
- Вы успешно работали в вузе, почему перешли в школу? Немного разные образовательные миры…
- Безусловно, учитель в школе и преподаватель в вузе - это не одно и то же, с другой стороны, профессия одна. Работая в университете, я стал, по сути, профессиональным педагогом. Мне нравилось преподавать в вузе. Но были моменты, которые расстраивали. Я чувствовал, что уровень студентов не настолько высок, насколько должен быть. В их знаниях, особенно по моим предметам, политологии, социологии, были большие пробелы. И понимал также, что за полгода наших нечастых занятий устранить эти пробелы просто не могу. Решил, что надо перейти на школьный уровень и там попытаться исправить ситуацию. Кстати, многие предлагали мне попробовать себя в среднем образовании. В какой-то момент поддался уговорам коллег и решил попробовать себя в математической школе. И мне понравилось, захватило! Будучи преподавателем в вузе, я задавал себе вопрос: «Как может молодой, амбициозный мужчина отправиться работать в школу?!» Даже боялся заходить туда. Но сейчас я задаюсь иным вопросом: не понимаю, как молодой и амбициозный педагог может уйти из школы?! Это замечательное место, которое дает возможности для профессионального роста и становления.
- На конкурсном уроке вам сразу удалось найти общий язык с ребятами, было заметно, что вам с ними интересно и им с вами интересно. Так было всегда?
- Вспоминаю свой первый семинар в университете, который проводил у первокурсников, недавних старшеклассников. Я дико волновался, ходил перед дверью, несколько минут после звонка не мог переступить порог кабинета. Но все-таки зашел, и у меня получилось. Конечно, умению общаться со студентами, со школьниками учусь, это не какой-то врожденный талант. Но вы правы, я очень люблю общаться с детьми. Мои сестры жалуются, что когда я приезжаю к ним в гости, больше времени провожу не с ними, а со своими племянниками. Я очень люблю детей. Это, мне кажется, фундамент преподавания.
- Свои родные дети уже есть?
- Есть сын Дени, ему 4 месяца. Во время конкурса безумно по нему скучал. Стараюсь сейчас побольше времени с ним проводить.
- Кто по профессии ваша супруга?
- Жена тоже педагог, только в дополнительном образовании. При одной из школ Грозного есть станция детско-юношеского технического творчества, там она работает уже 4 года. Сейчас в декрете, но собирается выйти на работу в скором времени. Занимается с детьми декоративно-прикладным искусством. У нее очень необычное имя, я шучу, что женился на ней только из-за имени, ее зовут Таа.
- Алихан, вы соединяете в себе две культуры - русскую и чеченскую, знаете язык и литературу обоих народов. И европейская культура в вас проявляется. Вы мультикультурная личность. Это так?
- Да, это верно. Наверное, этому способствовала моя биография, то, что я родился в Оренбургской области, в 14 лет переехал в Грозный и там оканчивал школу. Потом учился в самом европейском городе России, Санкт-Петербурге. Я воспитан на лучших образцах русской классической культуры, литературы в первую очередь. Но, с другой стороны, я чеченец, представляю чеченскую культуру, чеченские традиции. Хочется верить, что мне удалось впитать все лучшее, что есть в русской, европейской, чеченской культурах.
- К сожалению, мы в Центральной России плохо знаем чеченскую культуру, национальный характер. Какие его особенности помогают вам в жизни?
- У чеченцев есть такое понятие - «нохчалла». Это некая совокупность качеств, свойственных чеченцам, обязательных для любого чеченца. В первую очередь к ним относят уважение к старшим, к соседям, к гостям - ко всем людям. Во-вторых, это настойчивость, решительность, смелость. И, в-третьих, религиозность - уважение к Господу, соблюдение религиозных заповедей. Это три фундамента чеченской культуры.
- Когда в Чеченскую Республику приедут участники конкурса «Учитель года России»-2019 со всей страны, что вы им в первую очередь покажете?
- Прежде всего хотелось бы показать, что наш край очень богатый, красивый, интересный. В нем есть огромное количество достопримечательностей, как современных, в Грозном, например, так и природных, исторических. У нас необыкновенно красивая природа - горы, ледники, водопады, ручьи. Наш новый горнолыжный курорт, я думаю, покажем. Но все же главная достопримечательность Чеченской Республики не горы, не небоскребы и дельфинарий, это люди. Очень надеюсь, что участники конкурса, организаторы, все гости, которые приедут в нашу республику, смогут прочувствовать, что чеченцы очень доброжелательный, благодарный, отзывчивый народ.
- Алихан, есть ли какие-то правила поведения, которые надо соблюдать гостям Чеченской Республики, чтобы показать уважение к хозяевам?
- Правил не так уж и много, учитывая, что республику посещают тысячи туристов, их поток все время увеличивается. У нас не принято на улицах употреблять спиртные напитки, их и в магазинах почти не найти. И курить на улице также не принято. Думаю, это два основных правила, которые важны. Остальное - как и по всей России, принципиальных жестких требований нет. Я понимаю, что многие будут испытывать, возможно, какие-то страхи, сработают стереотипы. Не стоит им поддаваться. Мы рады гостям, искренне будем ожидать участников конкурса «Учитель года России»-2019.
- Если говорить об отношении к образованию в Чеченской Республике, чем оно отличается от ситуации в других регионах?
- Наша республика прошла через суровые, тяжелые годы, когда годами учителя, директора работали в школах, не получая никакой зарплаты. Работали на энтузиазме, на любви к детям, на чувстве патриотизма. В Интернете часто показывают ролик, снятый, кажется, в 1996 году, когда учительница в холодном помещении с пробитыми окнами, стоя в куртке, плача рассказывает детям, что они должны учиться и что ее долг работать здесь, хоть ей и не платят. Когда я получал Большого Хрустального пеликана, я говорил об этом, вспоминал, как учился в Грозном, огромную дыру от артиллерийского снаряда в стене школьного здания... Поэтому когда жизнь в республике в начале 2000‑х начала налаживаться, первый президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров сказал, что учитель создает нацию, и действующий глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров говорит о том же. Опираясь на этот девиз, наша республика является сегодня лидером по количеству школ, вводимых в эксплуатацию. Помню, что на сцене Кремлевского дворца ведущие говорили, что в этом году в России построено 146 школ, я про себя подумал: «Тринадцать из них в Чечне». Системе образования уделяется большое внимание, потому что и руководство Чеченской Республики, и руководство России, и общество в целом понимают: чтобы избежать тех бед и катастроф, которые были у нас совсем недавно, нужно воспитывать образованное поколение.
- Алихан, как вы узнали о конкурсе «Учитель года России» и как на него попали?
- Конкурс «Учитель года России» - самый престижный профессиональный конкурс в стране, о нем я знал давно, читал в СМИ. Но для меня своеобразным началом стал форум молодых педагогов, который проводился в нашей республике в 2016 году. В одной из школ собрались сразу четыре абсолютных победителя - 2013, 2014, 2015 и 2016 годов, и у меня была возможность увидеть этих интереснейших людей, побывать на их мастер-классах, пообщаться с ними, почувствовать атмосферу конкурса. Я заразился этой атмосферой, она мне очень понравилась! Коллеги стали мне предлагать поучаствовать в конкурсе. Через год я осознал, что это то дело, которому стоит себя посвятить. Директор нашей школы Луиза Салмановна Токашева горячо одобрила эту идею, и весь прошлый учебный год я целенаправленно готовился к конкурсу.
- Что вам лично дало участие в конкурсе «Учитель года России»?
- Я сейчас сравниваю учителя Алихана Динаева в октябре 2018‑го с учителем Алиханом Динаевым в октябре 2017‑го и понимаю, что разница велика. Мне удалось достичь значительного прогресса. Я прочитал колоссальный объем литературы, узнал о десятках новых для меня технологиях и приемах, стал, мне кажется, более искусно использовать те технологии и методики, о которых знал. Я стал более стрессоустойчивым, потому что меня порой подвергали суровым испытаниям, довольно жесткой критике. Были открытые уроки, после которых меня критиковали в пух и прах, но я научился спокойно относиться даже к этому, брать самое полезное для себя из замечаний. Год назад мне казалось, что я умею публично выступать, но теперь понимаю, что за этот год многому научился и в этой сфере. Конкурс - настоящая и великая школа профессионального роста.
- Вы написали учебник по обществознанию. Но сейчас так много пособий и для уроков, и для подготовки к ЕГЭ... Почему вы решили создать еще одну книгу?
- Я за свою жизнь ознакомился с огромным количеством учебников. Но вижу, что и мои ученики, и дети из других школ учебниками практически не пользуются, потому что текст им зачастую непонятен - он сложен, наукообразен, сух, академичен. А в нашей республике это двойная проблема, потому что есть трудности с русским языком, он неродной для детей. И я решил, что нужно предложить школьникам что-то иное - учебник, написанный современным языком, ориентированный на интернет-поколение, доступный, с актуальными примерами, шутками, интересными фактами, с яркими, красивыми иллюстрациями, в том числе с мемами. Эту книгу уже прочитали в отдельных параграфах сотни школьников со всей страны. 99% отзывов были исключительно положительными, даже восторженными. Думаю, что учебных пособий с таким содержанием, в такой форме, с таким дизайном в российской учебной литературе еще не было.
- Будем ждать вашу книгу с нетерпением. Спасибо за разговор. И удачи!