Почти все мастер-классы «пятнашки» 2018 года - метапредметные, когда учитель лишь отталкивается от предметной составляющей, обязательно выводит свою фокус-группу или весь зал на обобщения, касающиеся жизненных подходов, познавательной деятельности в целом, отношения к образованию, искусству, литературе, науке. Поэтому никого особо не изумляла игра в мяч на сцене 56‑й гимназии Петербурга, как это было на мастер-классе учителя физической культуры из Нижнего Новгорода Сергея Лебедева, или ария Мефистофеля в исполнении учителя химии из Брянска Юрия Клюева, одетого в ярко-красный плащ.
В разгар второго тура я задала свои заветные четыре вопроса (читайте статью о первом туре конкурса в МП №40 от 4 октября) Марине Прохоровой, учителю информатики и ИКТ из Новосибирска:
- Что было самым ярким за эти дни?
- Вчера был настоящий праздник мастер-классов. Было много интересных приемов, способов, люди по-другому раскрывались. 84 прекрасных учителя на конкурсе, себя не буду причислять… Мне очень везет на компании. Я не чувствую никакой подставы, все готовы помочь.
- Что было самым трудным?
- Урок. До сих пор не понимаю, как я его дала. У меня упала доска… Самое трудное в этом конкурсе - психологически быть готовой к тому, что может произойти. Как к тому, что твою фамилию назовут, так и к тому, что ее не назовут. Когда я услышала свою фамилию в числе лауреатов, у меня был шок, потому что все классные! Почему именно я? Это очень круто.
- Кто переживает за вас дома?
- Мама волнуется за меня, уже вся извелась. Муж, свекровь. Сестра очень переживает. Бабушка каждый день фасоль раскладывает, гадает. Все родные. Коллеги каждый день пишут. А дети!..
- У вас возник образ Санкт-Петербурга?
- В Питере я второй раз. Образ города возник четче. В первый раз была здесь всего три дня, мы тогда просто бродили по улицам. В этот раз многое удалось увидеть. Питер - это любовь.
Классные часы, наоборот, стали импровизацией. Ученики класса (того же самого, где конкурсант проводил урок) выбирали запечатанный конверт с темой. И сразу, буквально через 10 минут, классный час начинался. Темы были самые разные: рабочие профессии, образ учителя, секреты успешности в школе, внеклассное чтение, кино для подростков, сложная жизненная ситуация, информационная безопасность, компромисс между детьми и взрослыми, дистанционное образование, домашнее задание, малая родина, здоровый образ жизни, свободный год после школы, школьная жизнь. В лучшей ситуации находились те педагоги, которые использовали заранее продуманные технологии обмена мнениями, опроса, дискуссии и другие инструменты обсуждения любой темы. Это была необходимая база для творчества.
Всем конкурсантам пришлось нелегко - говорю это потому, что видела их вышедшими из класса, в котором перед камерами лауреаты улыбались непринужденно и уверенно. После испытания наступала усталость и некоторое неудовлетворение. Конечно, это было связано не с профессионализмом педагогов, а с тем, что классный час проводился в незнакомом классе (тем самым нарушался главный его принцип), к тому же тему выбирали не дети, она выпадала случайным образом.
Алихан Динаев из Чеченской Республики, которого через несколько дней назвали победителем «Учителя года России»-2018, признался: «Самым трудным для меня был классный час. Это очень сложное испытание. Тем более, что я никогда не работал классным руководителем. Если честно, это был второй мой классный час в жизни».
А вот как отнеслись к мастер-классам и классным часам эксперты особого рода - члены детского и родительского жюри.
Алиса Буль, ученица 261‑й гимназии Кировского района Санкт-Петербурга: «Я считаю конкурс «Учитель года России» очень важной частью жизни как ученика, так и учителя. В конкурсе участвуют и дети - в качестве учеников в классах. Ребята, как и педагоги, очень волнуются. Ученики есть и в жюри, и это тоже очень важно. Хотелось, чтобы педагоги больше показывали свои профильные навыки. Темы классных часов, по-моему, слишком обществоведческие. Хотелось бы увидеть их на уроках. Если учитель хорошо показал себя на конкурсе, наверное, он и в своей школе хороший учитель. Надеюсь на это».
Риккардо Буньо, ученик академической гимназии №56 Санкт-Петербурга: «Мне интересно. Особенно понравились логические игры на мастер-классе учителя химии из Брянска».
Мама из родительского жюри Наталья Ивановна Домотенко полна энтузиазма: «Мне очень интересно! Не терпится узнать, кто войдет в пятерку призеров, кто будет победителем, уже болею за конкурсантов, есть свои любимцы. Я дома все рассказываю своим, что и как было, фотографии показываю».
Второй случайно выбранный для интервью родитель оказался… известным телеведущим Иннокентием Ивановым: «Я первый раз в жюри. Кстати, мой сын, ученик 171‑й гимназии Санкт-Петербурга, в ученическом жюри. Мне очень интересно, но, честно говоря, хотелось бы оценивать педагогов, когда они работают с учениками в формате урока. Мастер-класс рассчитан на коллег. Некоторые мастер-классы похожи на коучинг, это непривычно. Очень удручает, что среди лауреатов нет ни одного учителя русского языка и литературы. Это главные предметы. Что ценно в учителе? Для меня как для родителя важно, чтобы учитель знал свой предмет, мог объяснить и интересно подать материал. Любой профессиональный конкурс нужен, в любой сфере. Это реклама профессии. Например, у нас на конкурсе много мужчин, а где они в школе? Очень мало».
После объявления пятерки призеров, в которую вошли, как и два года назад, одни мужчины - Алихан Динаев (Чеченская Республика), Игнат Игнатов (Москва), Илья Казанцев (Псков), Юрий Клюев (Брянск), Григорий Назаров (Московская область), конкурс полетел к завершению еще быстрее. Все в ночь на 4 октября прибыли в Москву. 4 октября пятерка разговаривала с министром просвещения России Ольгой Васильевой, и уже на следующий день объявили победителя, преподавателя обществознания из Грозного Алихана Динаева (об этом наша газета писала в №41 от 11 октября).
Для многих на этом конкурс завершился. Но, по мнению Общероссийского Профсоюза образования, красивая точка была впереди. Еще до того, как конкурсанты отправились по домам, Совет молодых педагогов при ЦС профсоюза и клуб «Наставник» объявили акцию #ПОДКРЫЛОМПЕЛИКАНА. Они предложили коллегам встретить участников как героев, сделать фото и видео, рассказать об этом в социальных сетях. Одно за другим в группе Совета молодых педагогов ВКонтакте vk.com/smp_prof, на других ресурсах начали появляться сообщения об акциях в регионах. Лауреата конкурса Марину Гончарову в Саратове прямо у вагона встречали министр образования Саратовской области Ирина Седова, проректор Саратовского областного института развития образования Александр Матутин, группа молодых педагогов Саратова во главе с заместителем председателя областной организации профсоюза Галиной Поповой. Информация о прибытии Марины Николаевны прозвучала по громкой связи. Были цветы, воздушные шары и, конечно, песни под гитару, ведь встречали учителя музыки! Еще одного лауреата, учителя начальных классов Татьяну Анисимову, приветствовал Совет молодых педагогов Медведевского района Республики Марий Эл во главе с председателем Владимиром Петяковым. «Мы гордимся нашим учителем, ведь это лучший за последние 12 лет результат для нашей республики!» - написали в своем посте молодые педагоги. В Челябинске чествовали историка Екатерину Казакову, которая получила спецприз в номинации «За бережное отношение к живому великорусскому языку». Молодежный совет Калининградской области поздравил с возвращением на родину учителя истории Алексея Вериногова.
Счастливой послеконкурсной истории, дорогие учителя!