Узнать формулу успеха профсоюзного лидера
Сергей Николаевич Даниленко, председатель Краснодарской краевой организации Профсоюза образования, мало чем внешне отличается от участников форума. В джинсах, стильной футболке, подтянутый, стройный, с улыбкой, спрятанной в уголках глаз. Он энергичен, увлечен делом, которым занимается уже почти двадцать лет, умеет слушать и точно отвечать на заданные вопросы.
«У нас нет актового зала, поэтому все мероприятия нашего форума проведем в беседке. И еще иногда над нами будут пролетать «Витязи». Как раз сейчас тут ежегодное трехдневное авиашоу проходит», - объясняет он мне. «Ничего себе беседка! - думаю я. - Под этой крышей уместится человек сто пятьдесят». Густой виноград тяжелым театральным занавесом закрывает одну из сторон беседки, видимо, там и будет импровизированная сцена.
Все ребята на форуме в зеленых футболках «ПрофСтарт». Собралось их на форум больше сотни - учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, председателей и активистов советов молодых педагогов. Они представляют 44 муниципальных образования. Участники поделены на четыре команды: синие, зеленые, красные и желтые. Это уже третий молодежный форум. Теперь у него даже есть свой гимн, и главные слова в нем: «Молодые педагоги - лучше нет учителей».
- Кто из вас первый раз приехал на «ПрофСтарт»? - спрашивает у собравшихся Даниленко.
Поднимается сотня рук.
- Это здорово. Те ребята, что участвовали в первых двух форумах, уже стали нашей опорой в муниципалитетах, школах. Я как-то был в командировке в Москве. Ехал с таксистом, он заговорил о пенсионной реформе. Сказал, что у него жена учительница, а я признался, что являюсь председателем учительского профсоюза в Краснодарском крае. Таксист удивился: «А что, есть такой?» У нас в краснодарской краевой организации 182 тысячи членов, более 300 первичек. Представляете, какая это сила?! Кстати, по численности мы третьи в Российской Федерации. Чтобы организация была сильной и влиятельной, ее активисты должны много знать, а для этого постоянно учиться. Вот почему мы и пригласили вас на этот форум, который, надеюсь, поможет вам открыть формулу успеха профсоюзного лидера».
…Восемь лет назад из Абинского района в редакцию независимой народной газеты «Вольная Кубань» пришла жалоба на директора школы. Профсоюз и трудовая инспекция стали на сторону директора. У газеты вначале была другая позиция, но журналистов удалось убедить в законности действий. С той жалобы у краевого комитета завязались тесные творческие отношения с газетой. Каждую неделю на страницах «Вольной Кубани» стали появляться материалы под рубрикой «Учитель. Школа. Жизнь», рассказывающие о лучших педагогах края. Три года назад вышла книга, в которой собрано более семидесяти самых интересных рассказов. Это не просто книга - это история людей, на которых держится образование, это семейная реликвия для каждого, о ком там написано, это книга для будущих исследователей о том, как мы жили, как учили и воспитывали детей, что доставляло нам радость и что делало нас счастливыми.


Скорая правовая помощь
Совсем недавно случилась в крае, с одной стороны, смешная, а с другой стороны, грустная история. Несколько директоров школ, заполняя налоговые декларации, не включили в них остатки средств на карточных счетах. Остаток этот составлял у каждого руководителя не больше 10 рублей. Местные власти недолго думая освободили их от занимаемых должностей. Директора обратились за помощью в краевой комитет профсоюза. Юристы крайкома подготовили иски в суд. Дело было выиграно.
И это не единственное дело, выигранное краевым профсоюзом. В прошлом году таких судебных дел было более двухсот.
В одном из муниципальных образований в действиях руководителей образовательных организаций усмотрели коррупционную составляющую: мол, они использовали не по назначению бюджетные средства. Но профсоюз отстоял и этих руководителей.
И еще одна история. Разводилась семейная пара. Видимо, муж так достал жену-учительницу, что она на суде заявила: «Да я тебя убить готова за все, что ты сделал». Адвокат мужа оказался не дураком: заявил об угрозе его клиенту убийством. Тут же возбудили уголовное дело. Учительницу отстранили от работы. Вскоре бывшие супруги пошли на мировую, заключили сделку. Но история про уголовное дело осталась в документах. С большим трудом профсоюзным юристам удалось через суд вернуть учительницу в школу.
Много дел касается жилищных проблем. Вот одно из них. Педагог не обновила в срок свои документы, и ее сняли с очереди на получение жилья. Но федеральный закон не предусматривает снятия с очереди за непредоставление документов. Юристы профсоюза довели дело до суда, и учительница была восстановлена в очереди. Или, скажем, стаж профсоюзных работников. Раньше профсоюзная работа включалась в общий стаж при назначении пенсии. Потом эту норму убрали из Трудового кодекса. Пострадали два человека. Снова через суд удалось добиться того, что это право им восстановили.
На счету краевого профсоюза несколько внесенных поправок в законодательство. Например, в школе работают те, кто когда-то имел судимость за незначительные преступления. Человек давно исправился, у него куча наград и грамот. Но прокуратура требует уволить такого человека, и ничего нельзя с этим поделать, таков закон. Профсоюз решил, что из этой ситуации есть выход: руководитель образовательной организации может походатайствовать перед специальной комиссией о том, чтобы такого работника не увольняли, доказав его профессионализм и высокую квалификацию. Такая норма в законодательстве появилась.
В небольшом населенном пункте произошло ЧП. Помощник воспитателя - нянечка - вечером в выходные во время ужина поссорилась со своим сожителем и, чтобы отстоять свою точку зрения, пырнула его ножом. Приехали оперативники и задержали нянечку под подписку о невыезде. К утру все в селе знали о случившемся. В понедельник родители с детьми стояли перед воротами детского сада и не отпускали от себя детей. «Уйдем только в том случае, если будем знать, что ее там нет», - поставили ультиматум заведующей садиком. А заведующая не может отправить нянечку домой, потому что в Трудовом кодексе нет статьи об отстранении от работы, пока идет следствие. Более того, следственные органы не обязаны сообщать работодателю, что ведется следствие в отношении его работника. Поэтому краевой комитет профсоюза и предложил внести поправки: обязать сообщать работодателю о следственных действиях и на время следствия давать ему право отстранять работника, в отношении которого ведется следствие, от выполнения им своих должностных обязанностей.
Кстати, краевой комитет выпускает информационный листок «Скорая правовая помощь». Эти листки в формате «вопрос - ответ» очень востребованы как в бумажном, так и в электронном виде. Один такой листок был полностью посвящен дисциплинарным взысканиям: видам, основаниям для применения, порядку применения. Другой сделан в виде «шпаргалки молодого специалиста», где рассматривались вопросы недопустимости установления испытательного срока при приеме на работу молодого специалиста, объема учебной нагрузки, ежемесячных компенсационных выплат за работу в сельской местности, предоставления земельного участка в безвозмездное пользование и другие.

Дети не должны бояться учителей. Они должны их уважать
Центральный совет Общероссийского профсоюза образования объявил нынешний год Годом охраны труда. Краснодарские профсоюзники провели исследование состояния здоровья своих членов. Оказалось, что 33% учителей в той или иной степени связаны с медицинскими учреждениями: стоят там на учете, у них есть хронические заболевания. 88% опрошенных болеют, не оставляя свое рабочее место. Они в основном и пополняют группу тех, кто страдает хроническими заболеваниями или стоит на учете.
Что делает профсоюз, чтобы поддержать здоровье педагогов? Все члены профсоюза проходят регулярные бесплатные медицинские профилактические и офтальмологические осмотры в рамках сотрудничества с компанией «АльфаСтрахование - ОМС». В районы выезжают 15‑тонные лаборатории, и там, на месте, проводится обследование, учителям не надо специально для этого ехать в краевой центр. Членам профсоюза предоставляется двадцатипроцентная скидка на санаторно-курортное лечение по программе «Профсоюзная путевка». В санатории «Ейск» (г. Ейск), «Русь» (г. Горячий Ключ)» и Краснодарскую бальнеолечебницу можно получить путевку со скидкой от 10 до 25 процентов от стоимости. А в профсоюзном центре отдыха работников образования «Рассвет» в Геленджике, где и проходил форум, только в прошлом сезоне отдохнули 2348 человек.
Профсоюзные активисты шутят: чем лучше ты знаешь коллективный договор, тем лучше ты будешь жить и тем меньше проблем у тебя будет. Вот почему один из мастер-классов как раз касался умения составлять коллективные договоры и пользоваться ими. Экспресс-опрос на форуме показал, что 98% участников в той или иной степени знают о коллективных договорах, при этом 41% хорошо знают, что это такое, 42% имеют общее представление, 15% знают только, что такой договор есть. На вопрос, что молодые активисты вынесли из этого мастер-класса, почти все они ответили, что, приехав домой, внимательно прочитают коллективный договор и внесут в него изменения, например такое: «Запрещается сокращать штат учителей в течение учебного года».
В тот момент, когда обсуждали режим рабочего времени педагога, на беседку хлынул слепой дождь. Две кошки, одна черная как смоль, другая в рыжую полоску, валявшиеся на траве, впрыгнули на ограждение и, выгнув спины, стали прогуливаться по перилам, а потом уселись перед экраном и начали внимательно следить за мелькающими цифрами и графиками.
Следующий мастер-класс был посвящен навыкам спасения пострадавших. На сцену вынесли Игоря - специальный робот-тренажер, на котором участники форума тренировались оказывать первую помощь, если человек теряет сознание и перестает дышать. Оживлять попавшего в аварию или природную катастрофу Игоря так всем понравилось, что выстроилась настоящая очередь. Правда, в ней были только девушки.
На мастер-классах говорили о том, что волнует молодых педагогов в первую очередь. Как сделать так, чтобы ребенок чувствовал, что ему в школе рады? Как организовать работу штаба по воспитательной работе, чтобы избавиться от формализма и «галочных» мероприятий? Как добиться, чтобы в классе было 25 детей, а не 40 и чтобы один психолог был не на 1500 детей, а на 700? Почему день самоуправления только раз в году - в День учителя? Может, стоит классных руководителей освободить от предметной нагрузки? Как снизить количество ненужных бумаг? Как крик прозвучало признание одного из членов желтой команды: «В школе много завучей, и все они от нас чего-то хотят. Я им отвечаю: «Уроки - главное, а не ваши бумажки, будьте людьми». А они в ответ: «С нас тоже требуют. Несите скорее свои отчеты…»
Учитель начальных классов Диана Ханкишева (Усть-Лабинский район) из команды синих сказала: «Дети не должны нас бояться. Они должны нас уважать. Но мы должны заслужить их уважение и доверие. И еще: воспитательную работу невозможно вести без родителей. Но их тоже надо воспитывать». Потом целый час обсуждали, как все построить, чтобы родителям захотелось, чтобы их немного поучили и поработали над их воспитанием.
Кто-то из участников форума сказал во время дискуссии: «Школа была бы просто зданием, если бы в ней не было учителей. Когда меня не станет, они будут говорить моими словами». Слова записал, а фамилию не успел. Но в тот момент я понял, что такие учителя, как сказавший это, никогда не уйдут из школы. Они нашли свое место и себя.

Молодые педагоги. Лучше нет учителей

Андрей Дубенко был одним из модераторов на форуме. Тонкий, жилистый, похожий на подростка. Совсем не по последней моде стриженный. Ни тебе выбритых висков, ни завязанного чубчика. Показался мне первогодком, только что окончившим педуниверситет. Внешность обманчива. Андрей уже семь лет работает учителем математики, информатики и экономики в Новокубанской средней школе. Отец двоих детей: Марии - семь, Екатерине три года.
- Трудно работать в школе?
- Конечно, трудно. Все дети разные, нет ни одного похожего на другого ребенка. Хотя мозг работает по одинаковому для всех алгоритму, но результат-то разный. Я стараюсь разглядеть эту разность. Как только нащупаешь то самое, что делает ученика индивидуумом, личностью, не похожим на других, он потянется к тебе. Ты станешь для него больше, чем учитель. Он увидит в тебе советника, помощника, старшего друга. Меня это радует. Потому что такое отношение ребенка к учителю порождает интерес к тому, что он говорит, что пытается объяснить как предметник. А интерес запускает механизм мотивации. Мы привыкаем к словам. Они постепенно обкатываются, обмыливаются, теряют смысл. Так и с мотивацией стало. Мы часто даже не задумываемся, что это в самом деле значит. Я уверен, что мотивацию - желание учиться, открывать для себя что-то новое - запускают две вещи - интерес и вовлеченность.
Андрей резко останавливается, смотрит на меня вопросительно: «Вы же про другое спросили, а я в сторону ускакал». - «Нет, все нормально. Продолжайте. Мне интересно».
- А что продолжать? Вот недавно рассказываю своим ученикам про бесконечно убывающую величину. Вдруг голос: «А ведь этого нет в ЕГЭ!» «Нет», - отвечаю утвердительно. - «Ясно». Не выдерживаю и взрываюсь: «Что ясно? Вы что, учите только то, что пригодится на экзамене? А как же география, литература, химия? Они вам уже не нужны?» Молчание. Если честно, то родители приходят в школу только с одной просьбой или требованием: «Делайте что хотите, но чтобы баллы у моего ребенка были приличными». Я стараюсь перевести такой разговор в шутку: «А ничего делать не надо, надо просто учиться. Заставить себя учиться. А то придется мне за него экзамен писать. Я недавно пробовал. До сотки недотянул, но 96 баллов набрал». Отец качает головой и, раздосадованный, уходит: «Ну и учителя пошли…» Недавно на моих глазах в банке произошла сценка. За стойкой красивая молодая девушка: «Так что вы хотели?» - «Кредит получить. Мы прописаны в Карелии, но временная регистрация у нас здесь». Девушка удивленно поднимает брови: «Так мы тем, кто прописан за границей, кредиты не выдаем». Посетительница возмущается: «Какая же это заграница? Это Петрозаводск». Это название девушке ничего не говорит. Кто в этом виноват? Почти все в один голос скажут: школа. А я не уверен, что только школа.
Андрей азартный человек. На четвертом курсе университетского физмата поехали как-то отдыхать с друзьями на море. Заговорили на пляже, что надо бы хоть маленьким бизнесом заняться, какое-нибудь общество с ограниченной ответственностью организовать. Он стал прожекты строить. Ребята в смех: «Что ты там считаешь? У тебя копейка в кармане не держится! Ты еще тот экономист». - «Плохой экономист? Давайте поспорим, что поступлю на экономический». - «Ха-ха-ха!» - «Слабо?» Друзья, переглянувшись, заключили пари. На что, Андрей мне не сказал, но уже первого сентября он учился на экономическом факультете. И теперь у него два диплома. И деньги, оказалось, он не только считать умеет, но и зарабатывать может.
Он, как Фигаро, то тут, то там. Но более серьезный, чем Фигаро. В школе у него не только математика и информатика. Он еще и за школьный сайт отвечает, и за компьютерную безопасность, умеет компьютеры настраивать, а еще за ним школьные странички в социальных сетях. Он незаменим, когда идет подготовка к праздникам, как никто другой, умеет придумывать отличные сюжеты для видеороликов и режиссировать их…
В университете был профоргом. Когда пришел в школу, его сразу поддержала директор Диляра Тофиковна Кулиева. Именно она предложила ему возглавить профсоюзную организацию. Андрей считает ее одним из неформальных своих наставников, благодаря которым он научился быть учителем. Теперь он активный участник регионального молодежного профсоюзного движения, один из его лидеров и человек из списка стратегического резерва Федерации независимых профсоюзов.
Он умеет дружить и ценит тех, кто слышит не только себя, но и прислушивается к другим. Кто не дает идеи и надежды взаймы, а дарит их безвозмездно. Кто умеет разговаривать, а не просто отвечать на вопросы. Но есть вещи, которые он не прощает, - желание показать себя лучше, круче, значимее и богаче, чем ты есть на самом деле, чувство превосходства над другими, ничем не подкрепленное.
…А еще он очень любит машины. Первую купил за гроши. Но для студента это были немалые гроши. Весь первый курс подрабатывал, чтобы накопить на свою первую «ласточку». Ломалась она по сто раз на день, но он возился с ней сам, пытаясь понять, что и как в ней устроено. Потом была у него вторая машина, чуть получше. Теперь у него синий «хёндэ». Такой же стильный, как и сам хозяин.

«Гении места». Мастер-класс Александра Шагалова, абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-2016
- В какое время года и в какое время суток лучше всего посещать в Санкт-Петербурге места Блока и Достоевского? Об этом книга Николая Анциферова «Душа Петербурга».
Руки медленно поднимаются. Пальцы подрагивают. Сейчас возникнет дирижерская палочка. Слушатели - оркестр. Но он дирижирует собой.
- Пуговицы и улицы. Стихотворение Бродского. «Фонари в конце улицы, точно пуговицы у расстегнутой на груди рубашки». Почему? Как сделать, чтобы ребята запомнили не только стихотворение, автора, но и дух места? Ибо нет места без духа.
На экране появляются цифры
2   3   5   7   9.
- Что это?
Александр сжимает трубку телефона: «Мы сейчас позвоним Маяковскому».
Звучит живой голос поэта из личной коллекции записей Шагалова. Их у него около сотни, если не больше.
На экране Лев Кассиль рассказывает, как разговаривал по телефону Маяковский: «Ходил по коридору влево-вправо…»
…Время мастер-класса истекает. Неумолимо, как песок между растопыренными пальцами.
- Будем заканчивать?
- Нет! - в один голос кричат слушатели.
- Бывают дни в Елабуге, дни, когда дышать нечем.
На экране тот самый крюк, на котором повесилась Марина Ивановна Цветаева.
Местная старуха сетует: «Ходят тут всякие, спрашивают, белье она стирала, про стихи не знаю. Может, дом снести, чтобы не ходили?»
Взмах. Всплеск. Вздох. Молчание. Слеза на длинной реснице. Тишина. Гром пролетающего над беседкой истребителя. Взрыв аплодисментов.
…Вечером на дискотеке Саша стоит в углу. «Ибица, Ибица!» - надрывается Киркоров. Мастер-класс продолжается. Шагалова со всех сторон облепили юные филологини. Он обстоятельно объясняет, чем отличался кабинет Толстого от кабинета Достоевского.
Руки, как два сокола, мечутся в поисках опоры.
Девушкам хочется пригласить Александра потанцевать, но они стесняются.
И мастер-класс продолжается…

«Рецепт успеха» от Марины Солодовой, лауреата Всероссийского конкурса «Воспитатель года»-2017
Марина попросила участников форума составить меню для педагогического кафе «Рецепт успеха».
Что за кафе, в котором нет салата «Цезарь»? Они вложили в свой салат незаменимые ингредиенты: умение учиться, мудрость, молодость, цель образования и объединение усилий.
Подают в этом кафе и винегрет. Потому что никто из учителей не знает , что в головах у их учеников.
Как обойтись без рыбы? «Ведь если нам доверили детей, то мы должны быть в своей работе как рыба в воде».
Хинкали тоже есть в меню. Главное их достоинство, что они полные сока. Кто не умеет, тот не слепит. Надо уметь лепить своих учеников.
И пиццу тут делают отменную. Ибо учитель и швец, и жнец, и на дуде игрец. А еще хороший учитель - это терпение, упорство, здоровье и любопытство.
Любое блюдо без соуса будет пресным. В кафе три соуса на выбор - вера, надежда, любовь.
Торты любят все. Каждый корж пропитан профессионализмом, а сверху вишенки, ради которых учитель и работает.
Чуть не забыли про специи. Вот они - юмор, обаяние, умение вкусно подать материал, смелость.
Вот и получился портрет современного учителя.
Тут пришел шеф-повар и озвучил итоги последнего опроса «Какими видят учителей их ученики?». Добрыми, с хорошим чувством юмора, интеллигентными, грамотными, отзывчивыми, искренними, понимающими. Учительская красота оказалась на последнем месте. Два портрета почти совпали.

Вперед, в будущее!
Специалисты аппарата комитета краевой организации профсоюза рассказали молодым педагогам о социально-трудовых льготах и гарантиях, отраслевой системе оплаты труда, повышении квалификации и аттестации. Участники форума прослушали семинарское занятие «Безопасный труд - право каждого работника», соревновались в профсоюзном квесте «Скажи «да» охране труда!». А главным творческим заданием на форуме стала медиаплощадка «Профсоюзный репортер» - возможность поделиться своими впечатлениями в социальных сетях в режиме реального времени. На протяжении трех дней участники форума размещали под официальными хэштегами фото и видео, вели прямые эфиры…
…Завершило форум поистине историческое событие - торжественная церемония закладки капсулы времени. Молодые педагоги Кубани подготовили обращение к своим ровесникам из 2038 года, озвучил которое Дмитрий Завертаный, председатель Совета молодых педагогических работников краевой организации профсоюза, а с недавнего времени и председатель Совета молодых педагогов России при Центральном совете Профсоюза образования: «Любите свою работу. Всюду и везде учитесь: в развитии и в движении - жизнь. Оставайтесь искренними и честными перед детьми и перед самими собой, тогда вас никогда не настигнет творческая немота. Несите свет знаний, просвещайте, делайте мир вокруг себя добрее и теплее, и если это по силам вам, то, значит, по силам и вашим ученикам. Превращайте мечты в цели и достигайте их вместе с вашими учениками, даже если эти цели так же далеки, как и рассыпанные на небе звезды. Сохраните с годами внутри себя ребенка (ведь каждый взрослый был когда-то маленьким), сохраните эту замечательную способность удивляться и воспринимать мир чистой и ясной душой. Не забывайте о прошлом, умейте быть благодарными, но живите в настоящем и смотрите в будущее. И радуйтесь каждому дню, ведь жизнь - это великое чудо и великое счастье! Вы - это мы, вы наше продолжение, так сделайте больше, чем мы, успейте больше, чем мы, добейтесь большего, чем мы, а мы вас поддержим!»

Москва - Геленджик - Москва