- Надежда Анатольевна, что для вас значит эта награда?
- Можно ответить красиво, а можно сказать как есть, не преувеличивая. Считаю, что в моем лице дали высокую оценку деятельности Саратовской городской профсоюзной организации, которая не первый год занимает первое место в рейтинге эффективности среди местных организаций профсоюза в регионе. Это результат доверия людей, их веры в свой профсоюз, который сегодня представляет собой мощную силу - в наших рядах свыше 12 тысяч человек.
- А ведь были и иные времена. Вы пришли работать в горком в начале 90‑х годов, когда в стране все рушилось и профсоюзы переживали тяжелый период. Почему вы пошли на такой шаг? Ведь вы оставили ради общественной работы вполне престижную должность директора школы?
- Предложение участвовать в выборах председателя мне было сделано в 1991 году. Аргумент - мой опыт сыграет положительную роль в сохранении профсоюзной организации. Тогда я действительно возглавляла школу, и мне моя работа очень нравилась, потому что я видела результаты. Надо сказать, что я довольно поздно, в возрасте 30 лет, начала свою карьеру в образовании. И прошла все ступеньки карьерной лестницы: была учителем в саратовской школе №9, методистом в Волжском роно, завучем в гимназии №2, потом - директором школы №95.
- Говорят, эта школа в то время была довольно проблемной?
- Это преувеличение. Это был крепкий, работоспособный коллектив. Свою задачу я видела в том, чтобы дать дорогу молодым педагогам.
Позже, когда меня выбрали председателем горкома профсоюза, я столкнулась, по сути, с аналогичной ситуацией. Это было время, когда профсоюзы лишились функций в сфере социального страхования, оздоровительной работы. Не стало профсоюзных здравниц и санаторно-туристических путевок, а это был главный фактор мотивации профсоюзного членства. Осталась только функция социальной защиты. Но тогда сложно было понять, кого и от чего защищать, все жили трудно, и руководители, и сотрудники - например, у директоров школ и профессоров вузов зарплата была ниже, чем у школьных учителей, да и ту месяцами задерживали.
- С чего же вы начали в профсоюзе?
- Здесь важно было, чтобы заработало социальное партнерство, чтобы профсоюз стал адвокатом коллектива перед работодателем. Нужно было использовать как можно больше переговорных площадок, чтобы достучаться до власти, заявить ей о том, что надо считаться с нашим мнением. И профсоюз начал активные коллективные действия. Были митинги и пикеты у городской администрации, акции на Горбатом мосту в Москве, переговоры с депутатами всех уровней, приостановки работы, даже голодовки объявлялись. Обстановка была острой, народ был готов протестовать. Вся эта активность досталась нашему составу горкома. Надо было идти до конца. И здесь у руководителей учреждений образования и у коллективов цели были общие. В таких условиях и происходило становление социального партнерства, определение наших общих целей.
Очень важно, что у нас сохранялось централизованное управление. Тогда не было компьютерной техники, но мы всегда через обком профсоюза были на связи с Центральным комитетом, знали, что делает Москва в том или ином направлении. Нас учили, нам подсказывали. Ну и мы, конечно, делали большую ставку на обучение своего актива. Когда члены профкома умело мотивируют членов организации, разбираются в трудовом законодательстве, в вопросах оплаты труда, работодатель вынужден вести с ними переговоры как с равными партнерами.
Однако поначалу нам не всегда удавалось договориться с работодателями. Бывало, приглашали вышестоящую организацию для участия в переговорном процессе, проходили арбитражный суд. Мы первыми приняли в штат юриста для создания правовой службы. И, конечно, для развития городской организации профсоюза, развития социального партнерства был важен статус председателя. Меня многому научил руководитель Саратовского обкома профсоюза Николай Николаевич Тимофеев. Он очень объективен в оценках, справедлив, ко всем относится ровно. Для меня имели значение такие его слова: «Всегда отстаивай свою позицию. Это очень важно, когда руководитель является не только принципиальным, но и мудрым, отзывчивым человеком».
- В итоге вы создали крепкую, эффективную организацию.
- Да! Но не все еще пришли к нам. Не до каждого дошли - и это тоже одна из наших задач.
- Ваше выступление на августовском педсовете прошло под бурные аплодисменты зала. О чем вы говорили своим коллегам?
- Прежде всего об особенностях этого учебного года, суть которых заключается в том, что в соответствии с новым указом президента начнется реализация масштабного национального проекта «Образование», который направлен на обновление материальной базы и методик обучения, повышение качества образования, создание современной электронной образовательной среды. Но прежде чем переходить на новый уровень реформ, необходимо проанализировать и постараться по возможности решить проблемы сегодняшнего дня, иначе они будут тянуть нас назад.
Для нас главной является проблема оплаты труда работников образования. В новом национальном проекте речь идет о повышении квалификации учителей, создании системы профессионального роста педагогов, но мы не должны забывать о совершенствовании системы оплаты труда. Мы рассчитываем, что не будут тормозиться вопросы индексации зарплаты, что оклады технического персонала учреждений образования будут доводиться до МРОТ без использования на эти цели стимулирующего фонда, что увеличение зарплаты учителя не будет происходить за счет интенсификации его труда. И верим, что будет ликвидирован такой перекос, когда зарплату педагогов уровняли с зарплатой младшего медицинского работника. Очень надеемся, что новый проект «Образование» учтет эти проблемы и в конечном итоге на федеральном уровне будут установлены базовые оклады по профессиональным квалификационным группам.
Не стимулирует учителя и система награждения. Сегодня квоты на награждение педагогов настолько малы и условия настолько жестки, что шансы получить награду за период трудовой деятельности стали ничтожными.
Трудно также обойти вопрос о пенсионной реформе. Особую тревогу вызывает изменение срока назначения досрочной пенсии педагогам, который, как и общеустановленный возраст выхода на пенсию для россиян, сдвигается на пять лет. Право педагогов на досрочную пенсию сопряжено не с возрастом, а с родом их профессиональной деятельности, с государственной и общественной значимостью их труда.
Считаю, что проблемы профсоюза, как и проблемы всей страны, невозможно решить без поддержки молодежи. При этом нельзя забывать и о тех, на чьих плечах держится школа, - педагогах со стажем 20 и более лет, которые помогают молодым учителям входить в профессию, преодолевать трудности. Практика доказала эффективность института наставничества. И не случайно обладатели знака «Лучший наставник молодежи», который учрежден в нашем регионе, получили право на определенные льготы при аттестации. Надеемся, что это только начало, потому что институту наставничества в национальном проекте уделено особое внимание.
В заключение выражаю надежду, что имеющиеся проблемы в образовании - а они общие по России - найдут отражение в национальном проекте. А еще я уверена, что в данных условиях для профсоюза неизменно одно: какие бы изменения в законы ни вносились, какие бы приоритетные направления ни утверждались, ключевой фигурой в этих преобразованиях был и остается учитель, педагог.