Если нам не удается развить полное понимание человеческих возможностей с помощью образования и обучения, то некоторые из нас, а возможно, большинство, никогда не узнают, в чем их истинное предназначение. Без этого мы по-настоящему не поймем, кто мы и кем могли бы стать. Говоря о реализации своего потенциала, мы должны понимать, что речь идет о достижении двух целей: во-первых, нужно понять масштаб и многообразие своих талантов, а во-вторых, добиться их реализации. Именно в решении этих задач творческое начало начинает играть главную роль.
Творчество не исключительно интеллектуальный процесс. Оно задействует все сферы человеческого сознания, поэтому чувства, интуиция, игра воображения играют в его формировании не меньшую роль, чем знания и практические навыки. В процессе творчества часто подключаются психологические функции, которые не регулируются сознательной мыслью. Самые блестящие идеи иногда посещают нас совсем не в результате сознательных размышлений. Если мы не можем решить проблему, лучше отложить ее на потом, задвинуть подальше, в глубины нашего подсознания, и оно обязательно предложит нам какой-то выход, которого мы меньше всего ждем. В любой творческой работе ключевую роль играют подсознательное восприятие, интуиция, догадки и эмоции. И конечно, особое значение имеют такие категории, как эстетическое восприятие, чувство прекрасного и ощущение гармонии. Это относится ко всем областям творческой деятельности - от танца до математики. Творчество - многогранный процесс, включающий в себя множество обычных способностей и некоторые специфические навыки и приемы.
Маленькие дети, поступая в школу, обычно переполнены творческими идеями. К окончанию школы многие из них утрачивают уверенность в своих способностях. Почему и как это происходит? Вот это и важно понять. Перед нашими школами стоит задача - улучшать не только чтение, письмо и математику, но и творческий потенциал. Необходимо развивать навыки творческой работы. Обучение ради творчества направлено на поощрение уверенности в своих силах, развитие независимого мышления и способности думать самостоятельно.
Обучая ради творчества, учителям необходимо стремиться:
- поощрять эксперименты, поиск и готовность совершать ошибки;
- поощрять свежую мысль, свободную от немедленной критики;
- поощрять выражение личных идей и чувств;
- развивать понимание роли интуиции и эстетического процесса;
- поощрять учащихся рассматривать новые идеи и выдвигать гипотезы;
- способствовать критической оценке идей.
Таким способом мы можем помочь ученикам углублять и расширять понимание себя и мира, поощрять открытость новым идеям. Здесь важны как заинтересованность, так и энтузиазм самого педагога. Я преподаю швейное дело в специальной коррекционной школе №869. А мое увлечение пэчворком (лоскутное шитье) как будто создано для занятий творчеством с учащимися.
Лоскутное шитье, если посмотреть на процесс изготовления, по сути своей, создание новой ткани, с новым оригинальным рисунком, из которой можно сделать множество разнообразных изделий. Оно не требует особых затрат, не требует особых навыков и талантов, а материал всегда под рукой. Я с удовольствием приобщаю учащихся к этому увлекательному занятию и считаю, что человек учится лучше понимать красоту, когда сам принимает участие в ее творческом создании. Главное - заинтересовать ребенка, увлечь его, сделать так, чтобы он получал удовольствие от работы. Большое значение имеют похвала и мотивация. Конечно, нужно помочь ребенку направить полет фантазии в нужное русло, а также помочь воплотить замысел в реальность.
В наше время украсить дом оригинальными вещами, каких нет ни у кого, или подарить подарок ручной работы считается проявлением хорошего вкуса, еще бы - ведь в эти вещи вложена душа.

Тамара ЗОЛОТОВА, учитель технологии школы №869