Рассмотрим причины отсутствия учебной мотивации и снижения активизации познавательной деятельности и подумаем, как можно исправить сложившуюся ситуацию.
Лет 20‑25 назад учебный год делился на четыре учебных периода - четверти. Оценить ученика было проще. Например: «4», «3», «3», «4», годовая оценка - «4», или: «5», «4», «4», «5», годовая оценка - «5». В настоящее время учебный год делится на три периода - триместры. Оценка выставляется так: «3», «3», «4», годовая - «3», или: «4», «4», «5», годовая оценка - «4». При таком оценивании (по триместрам) уже с первого марта ребенок не видит смысла стараться получить лучшую оценку. Я столкнулась с подобной ситуацией, когда мой сын получил две одинаковые оценки за первый и второй триместры, пришел домой, бросил ранец, заплакал и сказал: «Зачем стараться, мама, все равно будет то же самое?!» Мне стоило многих сил, чтобы поднять самооценку ребенку, вплоть до того что пришлось перевести его в другую школу. А всего этого могло и не быть, если бы учительница увидела переживания ученика, его старания и страхи.
Соглашусь и с мнением СМИ. Приятно смотреть на ухоженного, уверенного в себе ученика, знающего все правила, применяющего их. Но у него в доме два-три раза в неделю бывает взрослый «друг» - репетитор. И, конечно, жалко ребенка, у которого мама одна воспитывает двух-трех детей и порой не знает, на что потратить деньги - то ли еду купить, то ли одежду детям, то ли репетитора пригласить. И эта мама не меньше любит своих детей, несмотря на то что видит их реже, потому что много работает. А ребенок весь день в школе - сначала на уроках, затем на продленке, а иногда и с охранником «дежурит». Приходят дети в школу и из более сложных семей...
Все дети имеют право на улыбку, заботу, внимание, хорошее настроение. Все дети любят играть. Давайте поиграем с ними в успешного ученика и дадим им шанс стать успешными.
Есть в каждом классе ученики, у которых уровень знаний близок к неуспеваемости, а учитель ставит им оценку «три», а есть еще и такие, у которых чуть-чуть не хватило до «четырех», и им учитель ставит «три». Сердце кровью обливается...
После случая с сыном у меня своя система оценивания, конечно, пятибалльная. Ученики, которые показывают стабильные знания, получают свои заслуженные оценки: «пятерки», «четверки», «тройки». А тем, кому чуть-чуть не хватило до четырех баллов, до пяти баллов, в первом триместре я выставляю соответственно «четыре», «пять», то есть даю шанс. Во втором триместре ставлю заслуженные оценки, часто шанс становится заслуженной оценкой. А вот в третьем триместре ученик стоит перед выбором, какую оценку по итогам года он хочет получить - появляется учебная мотивация и активизируется познавательная деятельность. Ученик сам на себя работает до конца учебного года. И очень редкий случай, когда ребенок не оправдывает доверия учителя.
Разные судьбы у моих учеников, как и у всех людей нашей страны. Кем бы они ни стали в этой жизни, приятно слышать об их успехах. Есть среди них и учителя, говорят, по моему примеру. Очень хорошие учителя, некоторые из них учили моего сына и моего внука. И я горжусь тем, что мои ученики стали учителями моих детей.
Коллеги, не бойтесь давать шанс своим ученикам, вы обязательно будете ими гордиться!

Татьяна МАЙОРОВА, учитель начальных классов Центра инклюзивного образования «Южный»