Действительно ли так хороша педагогика, как ее стараются показать? Стоит ли молодым ребятам тратить на нее свое время? Пытаюсь разобраться в этом с учителями школы №870 Ксенией Полищенко, победительницей конкурса «Вершины мастерства»-2018», и Алексеем Зайцевым, финалистом конкурса «Педагог года»-2018.
- Быть учителем очень увлекательно, - говорит Ксения. - Нет ничего приятнее, чем смотреть на то, как дети развиваются и растут на твоих глазах, помогать им в этом, направлять. Да, порой происходит непонимание в силу разницы в возрасте, но это поправимо. Я стараюсь всегда быть с учениками на одной волне, иногда даже приходится гуглить некоторые непонятные мне слова. И я не думаю, что это стыдно. Дети лучше всех чувствуют неискренность. Если они понимают, что к ним относишься со всей душой, то и они будут стараться ответить тем же. Когда ты смотришь на ребенка, ты видишь в нем все, что его окружает, можешь понять его проблемы и постараться помочь. Ведь если у него дома проблемы, а ты еще и в школе будешь давить на него, то в конце концов он не выдержит. Ох, подготовка к конкурсам - это отдельная тема. Я рада, что всегда находятся дети, готовые участвовать везде. Да, в более старшем возрасте подростки уже не так увлечены кружками, но все же, если изъявить желание, можно их заинтересовать.
- Это весело! - убежден Алексей. - Дети очень легкие на подъем, их несложно заинтересовать и увлечь чем-то. Мне это нравится. Быть для них не просто учителем, быть другом, вот что трудно. Если ребенок открылся тебе, то ты уже не можешь предать его доверие. Они могут многое рассказать, тайны или секреты. Когда я обучаю их, то не захожу в класс с сухими фразами. Я легко могу спросить, как у кого прошел день, чем они занимались в выходные или какой фильм мне могут посоветовать. В этом нет ничего такого, между учителем и учеником должны быть такие отношения, я считаю. Но при этом все же должна быть субординация. Ты учитель, а они дети. Тяжело поддерживать эту золотую середину дружбы и рабочего фактора. Бывает, что ребята расслабляются слишком сильно, отчего начинают немного наглеть, но, как правило, быстро исправляются.
- Когда поняли, что работа учителем - ваше? - спрашиваю я.
- В детстве, - отвечает Ксения. - Я часто играла в учителя, когда была маленькая. Мне нравилось учиться и учить окружающих. После поступления на педагогический факультет я окончательно поняла, что это мое. Люблю менять людей в положительную сторону, а именно это, на мой взгляд, одна из обязанностей учителя. Я даже не особо боялась первой практики. Просто знала, что у меня получится и что это мое. И прошло все довольно хорошо. Хотя у нас сбежала половина одногруппников после этого.
А Алексей продолжил:
- В старших классах. Я танцами давно занимался, и нам, взрослым ребятам, давали иногда учить младших. Я сначала сильно боялся. Вроде сам еще ученик, а уже и учитель. Очень нервничал тогда, но все вышло хорошо. И детишки умные были, и сам педагог мне помогал. Тогда и понял, что очень интересуюсь этим.
Педагогика - увлекательная, чарующая и крайне непостоянная. Кто-то будет делать все без труда, быстро находя нужные ответы, а кому-то придется сильно попотеть. Но оба учителя сошлись на том, что работа учителем того стоит. И они не променяли бы ее на что-то иное. Разговаривая с ними, тяжело было не отметить, с какой теплотой они упоминают о каких-то моментах из своей работы. Как мягко отзываются о детях. Пожалуй, они безнадежно больны своей профессией.
Если вы пылаете любовью к знаниям, готовы быть не просто человеком-словарем, но еще и тем, кто готов всегда выслушать и поддержать, то педагогика - именно то, на что вам стоит обратить внимание.
И идти в педагогику определенно стоит!