​Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
Антон Макаренко

Новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования основывается на системно-деятельностном подходе и определяет центральное место в образовательном процессе личности ребенка и ее развитию. Под личностными результатами понимаются социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы). Соответственно акцентированное внимание на личностном результате задает почву для споров и дискуссий о том, как достичь данного результата. Как оценить то, что невозможно измерить, то есть личностные результаты, на формирование которых работает современная система образования. Эти результаты достаточно сложно не только измерить, но и методически грамотно запланировать, что крайне необходимо для развития и становления личности.
А по какой схеме учитель может из урока в урок формировать личностный результат? На что необходимо делать акцент на уроке, блоке тем, курсе? Какого ученика я как учитель хочу видеть по итогам каждого учебного года?
Проблема заключается в том, что не существует схемы постановки личностного результата. Я бы хотела поделиться своим видением процесса постановки и формирования личностного результата на примере курса истории России в 6‑м классе.
Во-первых, работа была начата с определения критериев оценки личностного результата. На мой взгляд, данные критерии могут быть сформированы исключительно исходя из самой цели исторического образования, а именно: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
В цели исторического образования лежат три основополагающих вопроса, ответы на которые будут являться критериями оценки личностного результата: «Кто я?», «На какие ценности я опираюсь в своих поступках?», «Что я могу сделать для своей страны?» Таким образом, мною были сформулированы следующие критерии оценки личностного результата:
1. Формирование идентичности.
2. Формирование ценностей.
3. Формирование активной жизненной позиции на основе морального выбора.
Данные критерии универсальны и могут применяться для оценивания личностного результата в любом классе. Но вслед за этим возникает вопрос о смысловой наполненности данных критериев. Формирование каких ценностей актуально для обучающихся 6‑х классов? Какой вид идентичности наиболее значим для данного возраста?
В соответствии с критериями мною была разработана модель формирования личностного результата для 6‑го класса:
- гражданская идентичность; чувство принадлежности каждого ученика к общности граждан Российского государства;
- ключевая ценность благородства и бескорыстия;
- чувство гордости за дела наших предков, причастность к историческим событиям прошлого, осознание морального долга - защиты Родины.
Постановка личностного результата была определена мною исходя из возрастных особенностей учащихся и тем, представленных в курсе. На основе материала о создании централизованных государств (с единым сводом законов, с сильной княжеской властью, государственным аппаратом) будет формироваться гражданская идентичность, на примерах богатырей, героев из простого народа, отстаивающих государство, будет формироваться ценность благородства, бескорыстия и чувства гордости за дела соотечественников, что позволит в данном курсе способствовать формированию гражданина своей страны, готового по зову сердца защищать государство. Личностный результат был поставлен в соответствии с целью исторического образования, так как процесс самоидентификации будет осуществляться с определения одной из его составляющих - гражданской идентичности, а моральный долг является ни чем иным, как ценностным ориентиром личности.
Так, предполагается, что критерии оценивания личностного результата состоят из трех компонентов:
1. Идентичность.
2. Ценность.
3. Действие.
И каждый учитель, наполняя данные критерии смыслом, может разработать свою теоретическую модель формирования личностного результата, исходя из особенностей учащихся и предлагаемого материала.

Алина ХАРЛАМОВА, учитель истории школы №933