Теперь уже никто не питает иллюзий, что ребенок учится в основном в школе. Он получает информацию отовсюду, сталкиваясь скорее с проблемами избытка данных, недостаточной их систематизации, необходимости ориентироваться в потоках информации, очень разнородной по содержанию, форме, уровню полезности и значимости. На мой взгляд, задача современной школы так организовать учебный процесс, чтобы учесть возрастающие потребности в формировании познавательных способностей у современных школьников, а также использовать ту информационную среду, которая уже окружает подростка и юношу в таком современном мегаполисе, каким является Москва.
Как нельзя лучше с этой задачей помогает нам справиться межведомственный образовательный проект Департамента образования города Москвы и Департамента культуры города Москвы «Учебный день в музее», стартовавший в 2017 году. На начальной стадии участия нашей школы в этом проекте были сомнения и вопросы: как оптимально построить урок, как использовать предметную наглядность и среду музея-заповедника «Коломенское», в котором планировалось проводить занятия, что нужно сделать для того, чтобы учитель органично смог совместить роли экскурсовода, преподавателя и человека, с которым приятно провести время в окружении исторической архитектуры и музейных экспонатов?
Чем же отличаются проектирование и проведение урока в музее от обычного урока в стенах кабинета? Прежде всего урок в музее предполагает подробное изучение того исторического и культурного пространства, в котором будут проходить занятия. Ведь именно к учителю будут обращены все вопросы учащихся о том, что окружает их на улице и в музее. Другим отличием является то, что ребята не сидят за партами, у них нет привычных тетрадей и учебников, у учителя нет компьютера, презентации и доски. Построить 45 минут урока на открытом воздухе в форме беседы при группе в 15‑20 человек представлялось нам малоэффективным. Поэтому нами были разработаны листы с рабочими материалами, вопросами и заданиями, которые заполняли учащиеся. Это позволило менять формы работы, чередовать устные и письменные задания, работать с текстами, схемами и дополнительным иллюстративным материалом.
Мной и коллегами были проведены три урока: история, обществознание, математика. Остановлюсь более подробно на уроке обществознания. Мы проводили его по теме «Материальная и духовная культура. Особенности шатровой архитектуры на примере храма Вознесения Господня в Коломенском». Выйдя со старшеклассниками на открытое пространство перед храмом Вознесения на высоком берегу Москвы-реки, ощутив на себе тепло весеннего солнца, услышав колокольный звон, все сразу почувствовали то особое состояние, ту неповторимую атмосферу исторического места и близости подлинных произведений культуры, которых не хватает в стенах кабинета истории и обществознания. Мы встали полукругом, и очень легко и естественно начался и пошел разговор о культуре и искусстве, о тех ценностях, которые становятся частью жизни каждого человека. Видя шедевр архитектуры прямо перед глазами, мы с особым увлечением обсудили его конструкцию и необычный декор, сравнили с теми сооружениями, которые находятся на территории музея «Коломенское». Переместившись в более камерное пространство подклета храма Вознесения, завели сложный разговор о религии и искусстве и их роли в жизни современного человека.
Все мы - и учителя, и ученики - оказались под большим впечатлением от проведенных совместных уроков. Без преувеличения могу сказать, что формат мероприятия сблизил нас, его участников. Сама обстановка располагала к общению, обмену мнениями, желанию поделиться впечатлениями и эмоциями. Наша беседа была увлекательна не только для участников урока, но и для посторонних людей. К нам подходили заинтересованные прохожие, прислушивались к нашему обсуждению и разговору. Это оценили и дети, и коллеги.

Ольга КОРОБКОВА,
учитель истории и обществознания школы №2001