Игнат действительно был актером, настоящим артистом драмы. Пять лет проработал в студенческом театре МГУ, который сейчас называется «МОСТ» (Московский открытый студенческий театр). Среди созданных образов - сам Антон Павлович Чехова, очень близкий внешне, да, скорее всего, и внутренне, смело можно предположить. Но по образованию Игнат Андреевич далек от сцены, да и театральное прошлое в последние годы ушло в далекие биографические пласты. По первому образованию он инженер, окончил Московский государственный институт электроники и математики (Технический университет). Второй вуз - Московский институт экономических преобразований. Есть и третий - Московский городской педагогический университет, где Игнат Игнатов учится в магистратуре, в будущем году курс «Компьютерные обучающие системы» по направлению «Информационные системы и технологии» будет завершен.
Однако сегодня главное не учеба и не роли, а жизнь в качестве учителя информатики и ИКТ, технологии школы №1540. Шестилетний педагогический стаж - повод не считать себя уже молодым специалистом и поделиться пусть не очень большим, но крепким опытом на конкурсе «Учитель года России».
Участие в конкурсе оказалось не просто удачным - блестящим. В руках молодого информатика оказался Хрустальный пеликан, не большой, а малый, но это не очень важно. Как журналист, много общающийся с конкурсантами, знаю, что кроме внешней цели - победить - есть внутренняя, не менее важная, - достойно выступить на конкурсе. Игнат Андреевич выступил не просто достойно. Образно говоря, он показал на «Учителе года России» сериал из методического семинара, урока, мастер-класса, классного часа, участия в образовательном проекте и разговоре с министром просвещения РФ. И если семинар и урок были задуманы согласно конкурсным правилам как пара, то связка в остальных мероприятиях, особенно импровизационных, проистекает скорее от цельности натуры педагога, верности профессиональным принципам, в числе которых совесть и мужество, ум и воображение, любовь и ответственность.
Все конкурсные испытания можно увидеть в записи. Я лишь сделаю несколько акцентов.
Урок в петербургской гимназии №56 назывался интригующе - «Невыдуманные задачи». На занятии десятиклассники учились формулировать задачи - тема архиважная для граждан ХХI века, готовящихся выйти из школы. Почему невыдуманные задачи? Потому что на занятии Игнат Игнатов использовал данные… старшеклассников петербургской гимназии №56, полученные из социальных сетей. В Сети вы не найдете самоанализ, которым Игнат Андреевич завершил это конкурсное выступление: «В определенный момент я осознал, что информатика, которой сейчас занимаются в школе, не всегда приближается к стремительности и сложности мира человеческих отношений. Как в рамках школьного курса научить информатике, которая не о вчера, а о сегодня, а еще лучше - о завтра? Информатике, которая, по данным мировых исследований, становится частью универсальной грамотности человека ХХI века. Поскольку для меня принципы ответственности, открытости и полезности являются ключевыми, то я стараюсь каждый урок превратить в решение самостоятельно сформулированной личностно значимой задачи. Мне кажется, что сюжет, который лежит в основе замысла этого урока, для десятиклассников действительно актуален. И он позволяет перейти от решения личностно значимых задач к знакомству с инструментами современной информатики».
Этот инструмент - портативная версия Python, которую Игнат подарил своим петербургским ученикам. Сначала на флешке, а затем заботливо опубликовал ссылку на программу и инструкцию в своем блоге. И фишка тут не во флешке, а в отношении к ученикам, желании не только дать урок на конкурсе, но и принести пользу детям.
Мастер-класс Игната Андреевича был философский, глубокий, аналитический по-инженерному, но еще и полезный. Назывался «Время первых» и был посвящен первопроходцам, но мне запомнился момент, связанный с компьютерной игрой «Принц Персии», в которую я когда-то играла… Виртуальный герой игры, чтобы пройти на очередной уровень, совершает прыжок вверх, в неизвестность, в современном мире это действие получило название «прыжок веры», то есть поступок, который совершается человеком, который верит в себя, в идею, даже если эта вера выходит за пределы рациональной аргументации. Для меня ценен вывод, который сделал педагог в конце мастер-класса: «Учитель - это человек, который ежедневно совершает свой прыжок веры, ежедневно притягивает будущее, человек, который ежедневно входит в класс, веря в идею, веря в ребенка. Любое время - это время первых, пока работают учителя. Это наше с вами время».
Ну а на классном часе Игнату Андреевичу досталась тема вполне технологичная: «Внеклассное чтение: что читать и кто поможет с выбором книг?». Как обсуждать ее с детьми, у которых на самом деле классным не являешься? Игнат Игнатов выбрал верный путь - создание ментальной карты. Причем сам рисовал ее. Наблюдатели тут же приуныли: ну зачем сам-то? А вот затем, чтобы он рисовал, а дети говорили. Они и говорили. Что получилось за 20 минут, видите на этой странице. Полезная штука!
И если поставить вопрос о пользе в отношении самого Игната Андреевича - от его участия в конкурсе «Учитель года России», попробую набраться наглости и сказать вместо него - она есть! Возможно, именно потому что как конкурсант он не был актером, не играл, а был собой настоящим - учителем, который приехал в Питер поучить детей, пообщаться с коллегами и жюри. И немного поскучать по семье - жене Александре и сыну Гордею, которые следили за ним по трансляциям и очень волновались за него. И теперь могут по праву гордиться мужем и сыном. Впрочем, что это я. Они и так гордятся!