Своим названием они напоминают о петровских новациях начала XVIII века и авторитетных международных организациях современности: хоровые ассамблеи стали уникальным форматом профессионального общения и творческого сотрудничества педагогов-музыкантов столицы. В программах ассамблей тесно взаимодействуют теоретический и практический компоненты, но доминирует практика: цеховыми секретами делятся специалисты-хормейстеры, выступают и устанавливают творческие контакты московские, российские и международные хоры, более того, сами участники - педагоги Москвы и других российских городов - образуют учебный хоровой коллектив, изучающий репетиционную практику под руководством ведущих отечественных и зарубежных дирижеров.
В этом году программа Методической хоровой ассамблеи «ХОРЭКСПО»-2018 стартовала в галерее Ильи Глазунова. Старый особняк начала XIX века в одном из центральных районов Москвы, хранящем традиции русского искусства «под сенью дружных муз» - здесь и Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, и Галерея искусства Европы и Америки, и Музей А.С.Пушкина, да и дом Пашкова с Российской государственной библиотекой совсем неподалеку.
180 педагогов на протяжении четырех дней осваивали приемы хормейстерской работы и массового певческого воспитания школьников, а также готовили собственную концертную программу. Причем готовили, что называется, на высоком старте - на четвертый день хору ассамблеи предстояло ее исполнить в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя на концерте, посвященном началу 7‑го года реализации городской программы «Поют дети Москвы». Крупнейший воспитательный проект столичного Департамента образования набирает обороты, и рост исполнительского уровня детских и юношеских хоров сегодня непременно должен подкрепляться опережающим повышением мастерства их руководителей. В детских творческих объединениях пример педагога еще более важен, чем пример учителя в школьном классе: его мастерство служит главным катализатором интересов и творческих устремлений ребят.
Профессиональной блицшколой для участников ХОРЭКСПО-2018 стала мастерская хормейстеров: три дня участники ассамблеи осваивали новые для них сочинения под руководством известных хоровых дирижеров России и Европы. Каждый из приглашенных специалистов был мастером своего дела и вместе с тем привносил в совместную работу характерные черты (напрашивается сказать - ноты) и стилистическое разнообразие. По глазам участников было видно, что они заинтригованы: подходы разных дирижеров, высвечивавшие грани хорового исполнительского мастерства, побуждали адаптироваться к новым задачам и требованиям. Проникновенная, по-славянски лирическая манера работы Инессы Бодяко из Беларуси, точность и принципиальность заслуженного артиста РСФСР, профессора Московской консерватории Станислава Калинина, академическая строгость и деловитость руководителя студенческого хора и оркестра МГУ Мирзы Аскерова, харизматичное благодушие Хосе де Филипе из Испании, бывшего некогда хормейстером Ансамбля песни и пляски имени В.С.Локтева, темперамент и требовательная чуткость к нюансировке западноевропейской музыки Велено Паскуале из Италии. Работа каждого дирижера-наставника сама по себе была увлекательной и захватывающей, а впечатлительность участников ассамблеи еще более обостряла ожидание предстоящего экзамена…
Конечно, педагоги и учителя перед выступлением волновались. Мало того что выходят на сцену одного из крупнейших столичных залов, так еще и оценивает их выступление весьма взыскательная публика - юные артисты из школьных хоров. Но, вне всякого сомнения, справились! Представленная в Зале церковных соборов концертная программа имела большой успех, и ребята, несомненно, гордились тем, что их руководители умеют петь так слаженно, красиво и выразительно.
А потом сами школьники исполняли произведения своего все более обширного и сложного репертуара. Нужный тон на старте учебного года и нового концертного сезона был задан. В преддверии Международного дня музыки, пожалуй, лучшее для этого время. Концерт приподнял планку творческих устремлений руководителей школьных хоров, юных артистов и вновь подтвердил, что массовое детско-юношеское хоровое творчество - неотъемлемая составляющая воспитательной работы в обширном пространстве столичного образования.