Причины столь массового выбора этого экзамена также остаются в основном неизменными. Во-первых, результаты ЕГЭ по обществознанию требуются при поступлении на большое количество специальностей и направлений обучения в вузы. К примеру, при поступлении в некоторые вузы на направление подготовки «Учитель физики» требуются результаты не ЕГЭ по физике, а ЕГЭ по обществознанию. Во-вторых, большинство выпускников и их родителей привыкают к тому, что этот предмет «легкий» и поэтому сдать его будет «нетрудно». Обусловлено это в первую очередь тем, что взгляд неспециалиста на тематику экзамена заставляет сделать вывод: все темы, проверяемые на экзамене, связаны с повседневной жизнью (например, мы каждый день имеем дело с деньгами, органами государственной власти, семьей, религией, наукой, образованием и т. д.), поэтому любой выпускник, живущий в обществе, сможет дать ответы на экзаменационные вопросы. На первый взгляд экзамен по обществознанию не требует специализированных знаний, особенно в сравнении с физикой, химией, биологией, иностранными языками и другими предметами. В результате можно констатировать существование широко распространенного мифа о якобы легкой сдаче единого государственного экзамена по обществознанию. Но это не более чем миф. И результаты ЕГЭ год за годом подтверждают ошибочность такой точки зрения, несмотря на ее значительную распространенность.
В 2018 году в ЕГЭ по обществознанию не было значительных изменений в сравнении с предыдущими годами; модель экзаменационной работы и типы заданий в целом остались прежними. Произошло лишь уточнение критериев оценивания некоторых заданий (28 - план и 29 - мини-сочинение), в связи с чем увеличилось максимальное количество первичных баллов с 62 до 64. При этом, по официальным данным, доля сдававших этот экзамен выпускников, не преодолевших минимального балла, в 2018 году увеличилась в сравнении с 2017 годом и составила 17,4% (после падения этой доли в 2017 году до 13,8% в сравнении с 17,6% в 2016 году). Таким образом, типологически экзамен труднее не стал, но «несдавших» стало больше. Если перевести безликий процент в конкретное количество «пострадавших» выпускников, то получается, что целых 56 тысяч детей по всей стране не смогли преодолеть минимальный барьер.
Но вместе с тем выросла и доля высокобалльников, набравших от 81 до 100 баллов, которая по итогам 2018 года составила 7,4% (в 2017 году - 4,5%, в 2016 году - 3,1%). Это означает, что около 24 тысяч детей набрали от 81 до 100 баллов. Также увеличилось количество стобалльников: в 2018 году их 198 (для сравнения: в 2017 году - 142, в 2016 году - 59). Однако средний балл по России продолжает колебаться между 50 и 60, что, очевидно, свидетельствует о сложности экзамена для основной массы сдающих его выпускников.
Каким образом облегчить этот экзамен для сдающих его одиннадцатиклассников? Ответ также очевиден: уделять больше внимания и времени систематической подготовке, важнейшим элементом которой выступает тренировка решения заданий, аналогичных используемым в едином государственном экзамене. Одним из пособий, работа с которыми поможет в решении этой задачи, является пособие А.Ю.Лазебниковой, Е.С.Корольковой и Е.Л.Рутковской «ЕГЭ 2019. Обществознание: Банк заданий», выпущенное издательством «Экзамен». Пособие содержит более 700 заданий всех типов ЕГЭ по обществознанию, соответствующих демоверсии 2019 года, размещенной на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) в нынешнем году.
Пособие структурировано по типам заданий 1‑29 единого государственного экзамена по обществознанию, что облегчает навигацию по изданию и позволяет систематически отрабатывать навыки выполнения каждого из типов заданий. При подготовке к экзамену принципиально важно сформировать у выпускника четкое понимание того, какие именно требования содержат задания разных типов, какие именно особенности при их выполнении следует учитывать. Эта рекомендация относится прежде всего к заданиям второй части экзамена, которые предполагают полный, развернутый ответ будущего абитуриента.
Задания каждого из типов касаются тематики всех основных разделов школьного курса обществознания в соответствии с кодификатором ЕГЭ:
    общество и человек (включая духовную сферу жизни общества, теорию познания, элементы социальной философии);
    экономика;
    социальные отношения;
    политика;
    право.
В пособии издательства «Экзамен» представлены задания разных уровней сложности, что очень важно для эффективной тренировки к сдаче единого государственного экзамена.
К примеру, в пособии содержатся типовые вопросы, которые аналогичны периодически встречающимся в реальном ЕГЭ. Таковы задание 25 №17: «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах безработицы, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из видов безработицы»; задание 26 №3: «Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)», задание 26 №17: «Назовите любые два неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте примерами действие каждого из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)», задание 27 №13: «Ученые утверждают, что по мере развития науки происходит расширение ее социальных функций. Приведите три доказательства данного утверждения» и т. д.
Как бы страшно ни звучали эти вопросы, но это самые простые, основополагающие типовые задания, при выполнении которых у выпускников на уровне автоматизма должны быть готовы ответы, чтобы не тратить усилий и приберечь свой багаж знаний и способности логического мышления для решения более нестандартных задач. Такие в сборнике также представлены.
Безусловным плюсом пособия издательства «Экзамен» являются задания по достаточно сложным темам курса обществознания, которые должны развеять у выпускника миф о легкости сдачи единого государственного экзамена по этому предмету. К примеру, задание 26 №7: «Психологи различают потребности подлинные (разумные) и мнимые (неразумные, ложные). Раскройте на примере последствия удовлетворения одной подлинной и одной мнимой потребности. В каждом случае вначале приведите конкретный пример потребности, а затем опишите последствия ее удовлетворения. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)». Подготовка ответа на это задание обращает выпускника (самостоятельно или вместе с учителем) к подробному изучению классификации потребностей человека на подлинные и мнимые, которая имеет несколько различных вариаций и оказывается не так проста, как кажется на первый взгляд. Следует отметить, что детальное изучение этой классификации потребностей, как правило, остается за рамками обычного школьного курса обществознания, а материалы пособия позволяют восполнить этот пробел и при наличии мотивации выработать устойчивый алгоритм успешного решения поставленных задач.
Также, например, задание 25 №33: «Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правотворчество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о субъектах правотворческой деятельности, и одно предложение, содержащее информацию о принципах правотворческой деятельности». Данное задание заставляет обратиться к подробному изучению понятия «правотворческая деятельность», которое также обычно остается за рамками школьного курса обществознания, уступая место теме «Законодательный процесс».
Еще один пример - задание 27 №23: «В мониторинге социально-экономического развития страны С. зафиксированы темпы инфляции и ее причины. Одной из причин указан дефицит продуктов, образовавшийся из-за резкого сокращения импорта и увеличения экспорта некоторых товаров. Каковы иные возможные причины инфляции? (Укажите любые три из них.)». При подготовке ответа на данное задание необходимо обратиться к изучению наиболее распространенных причин инфляции, что также обычно остается в тени таких элементов темы «Инфляция», как понятие, виды и последствия инфляции.
В качестве еще одной положительной стороны пособия издательства «Экзамен» можно выделить нестандартные, нетипичные задания, рассчитанные на проявление оригинального мышления обучающегося, предложение им не­обычных решений, на умение отойти от распространенного шаблона. К примеру, задание 26 №17: «Существует расхожее представление о том, что творчество - это удел только ученого, писателя, композитора или художника. Опровергните это представление с помощью трех примеров, доказывающих, что творческие возможности не имеют профессиональных и других ограничений. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)». Это задание, носящее в хорошем смысле слова провокационный характер и этим заинтересовывающее школьников, требует проявить сочетание понимания термина «творчество» и особенностей творческой деятельности с умением оригинально мыслить и приводить аргументы.
Также примером такого задания выступает задание 26 №13: «Приведите три примера, иллюстрирующие взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.)». Обычно при изучении темы «Многообразие типов культуры» внимание уделяется различиям и сходствам между типами культуры, но не их взаимовлиянию, поэтому выполнение этого задания требует изучения дополнительных источников информации.
Таким образом, в пособии представлены задания, стимулирующие познавательную деятельность старшеклассников, самостоятельное открытие ими нового знания, позволяющие посмотреть на традиционный школьный курс обществознания с новых сторон и повысить интерес к его изучению. Представленные ответы и подробные критерии оценивания каждого из заданий полезны для самоподготовки и самоконтроля обучающихся, позволяют сопоставить свой вариант с одним из эталонов, научиться формулировать ответы в научном стиле и с использованием понятийного аппарата курса, научиться правильно структурировать ответы.
Пособие также очень удобно для учителя: из представленных в нем заданий легко быстро составить целую работу, полностью соответствующую типам заданий, используемым в ЕГЭ.
Таким образом, сборник А.Ю.Лазебниковой, Е.С.Корольковой и Е.Л.Рут­ковской «ЕГЭ 2019. Обществознание: Банк заданий», выпущенный издательством «Экзамен», - современный и эффективный инструмент изучения школьного курса обществознания и подготовки к единому государственному экзамену по данному предмету. Рекомендую это пособие учителям, которые делают все, чтобы их выпускники как можно глубже познали предмет, показали на экзамене высокие результаты, а также самим школьникам, заинтересованным в изучении предмета и его успешной сдаче. И, что важно, знания и навыки, полученные в ходе подготовки к экзамену по обществознанию, непременно пригодятся вступающим во взрослую жизнь школьникам, повысят их самооценку и гражданское самосознание, разовьют универсальность и гибкость мышления, помогут реализовать свой потенциал и быстро адаптироваться в новом коллективе.
Желаю успехов своим коллегам в организации динамичной и плодотворной работы на уроках, а всем ученикам - в постижении не всегда простых, но очень важных знаний в ходе изучения школьного курса обществознания и, конечно, удачи на ЕГЭ!

​Сергей КОЧЕРЕЖКО, директор средней общеобразовательной школы ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» (Республика Крым), учитель обществознания высшей категории, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015