Различные аспекты формирования индивидуальности школьников в классном коллективе рассматриваются в работах психологов, педагогов и методистов.
Теоретические основы концепции воспитания в коллективе с позиций марксистско-ленинской идеологии были разработаны в советской педагогике Н.К.Крупской и А.С.Макаренко. Необхо­димость коллективистского воспитания они связывали прежде всего с реализацией целевых установок социалистического общества по формированию у учащихся коллективистических черт, умения работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным. Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашенный А.С.Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.
А.С.Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть социалистического общества, оценивая его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности, по мнению А.С.Макаренко, формируется в условиях коллектива.
Подчеркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С.Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива».
В.А.Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный школьный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов объединены стремлением к общественно значимым целям и нравственным идеалам.
Важную роль в развитии теории детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявлять себя в 70‑е годы в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, коммунарские движения в пионерском лагере «Орленок»).
Однако эти идеи не получили развития в массовой школе и в системе внешкольных учреждений. Накануне перестройки советская школа переживала ряд застойных явлений. Формализм и усиление влияния идеологии на организацию коллективной жизни школы привели к сковыванию инициативы и творчества детей, к их разочарованию в общественных молодежных коллективных организациях (пионерия, комсомол), к фактическому свертыванию детского самоуправления. Коллектив все более становился средством унификации, усреднения личности, инструментом командно-административной системы управления.
Все эти негативные явления стали объектом справедливой критики педагогов в 80‑90‑е годы. Гуманизация образования потребовала разработки новых подходов к коллективному воспитанию с позиции личностно ориентированной педагогики.
Современная сбалансированная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду с ее качественным обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Создается новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправле­ния и творчества в коллективе.
В основе новых подходов лежит признание педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений и сотворчества в создании перспективы индивидуального роста и становлении субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающими.
Учащиеся, пребывая в коллективе, осваивают социальные нормы, традиции, способы сотрудничества и ценностные ориентации, несомненно, приобретают некоторую неповторимость, но индивидуальность как интегративное качество личности остается недостаточно выраженной, что обусловлено отсутствием целенаправленной и систематической работы по формированию этого качества.
В современной практике воспитания обозначились следующие существенные противоречия. Во-первых, между потребностью учащихся в проявлении своей индивидуальности и отсутствием возможности удовлетворить ее в ходе массовых организационных форм обучения и воспитания. На уроках общий для всех рассказ учителя, общие задачи и контрольные, одни для всех лабораторные работы, единый список необходимых для прочтения литературно-художественных произведений... И во внеклассной работе то же: в театр на один и тот же спектакль, смотр строя и песни, конкурс чтецов, неделя физики и математики, обязательная экскурсия, единый для всех школьный музыкальный лекторий, коллективные творческие дела, общественное мнение - против тех, кто не так и не такой. Во-вторых, между осознаваемой учителями необходимостью формирования индивидуальности школьников в классном коллективе и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по организации процесса формирования названного качества личности. В-третьих, между сложившимся мировоззрением педагога и находящейся в процессе становления индивидуальностью школьников.
Обнаруженные противоречия определили проблему исследования, суть которой состоит в нахождении воспитательных приемов и форм, позволяющих организовать процесс формирования индивидуальности школьников в классном коллективе и осуществлять мотивационное управление деятельностью учащихся в ходе этого процесса. Вышесказанное обусловило выбор темы исследования - «Формирование индивидуальности школьников в классном коллективе».
Объектом исследования является формирование гармонично развитой личности в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования - процесс формирования индивидуальности школьников в клас­сном коллективе.
Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной организации процесса формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
Гипотеза исследования. Успешное формирование индивидуальности школьников в клас­сном коллективе возможно, если будет создана теоретическая модель процесса формирования индивидуальности школьников в классном коллективе, выполняющая функцию средства организации реального процесса, в которой индивидуальность реализуется как своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимости.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи.
1. Провести анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования для определения сущности базовых понятий и методологической основы исследования.
2. Создать теоретическую модель процесса формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
3. Разработать воспитательные приемы и формы, позволяющие организовать процесс формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
4. Выявить этапы формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
5. Экспериментально проверить эффективность организации процесса формирования индивидуальности школьников в классном коллективе.
Методологической основой исследования явились: идеи гуманной педагогики, теория коллектива, концептуальные подходы к отбору форм организации методов сплочения и формирования воспитательных коллективов, принцип стимулирования коллективной деятельности, концепция формирования индивидуальности учащихся.
При выполнении работы использовались следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за поведением учащихся и деятельностью преподавателей в воспитательном процессе; изучение и обобщение передового педагогического опыта; моделирование процесса формирования индивидуальности школьников в классном коллективе; педагогический эксперимент, включающий констатирующий и преобразующий этапы, с последующим качественным и количественным анализом полученных результатов.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предлагаемая теоретическая модель формирования индивидуальности школьников в классном коллективе и ее педагогическое обеспечение могут быть применены для мотивационного управления воспитательной деятельностью, способствующей формированию индивидуальности школьников в классном коллективе. Подход к созданию воспитательных приемов и форм, позволяющих организовать процесс формирования индивидуальности школьников в классном коллективе, можно использовать в практике разработки методических материалов.
Результаты проведенного анализа психолого-педагогической, методической литературы и передового педагогического опыта свидетельствуют о том, что формирование индивидуальности школьников в классном коллективе - сложный процесс, внутренние характеристики которого скрыты в реальном процессе воспитания, поэтому в практике работы школы преобладает стихийный подход к формированию названного качества. Вышесказанное показало необходимость создания теоретической модели процесса формирования индивидуальности школьников в классном коллективе, которая позволила бы осуществить системный подход к организации реального процесса.

​Алла ВОЛКОВА, учитель физики и информатики гимназии №12, классный руководитель
6‑го «В» класса, победитель конкурса «Учитель года России»-2015, Липецк