Как отметила заместитель руководителя Центра развития образования РАО Ольга Чичерина, съезд является плановым мероприятием Министерства просвещения РФ и призван наладить взаимодействие между органами управления образованием и различными объединениями педагогов-профессионалов. На сегодняшний день в стране действуют сотни самых различных общественных организаций, члены которых помогают оперативно информировать коллег о важных событиях, распространяют методические разработки, участвуют в экспертной оценке программ и учебников, входят в состав жюри профессиональных конкурсов и т. д. Все это способствует созданию и укреплению единого образовательного пространства и в конечном счете работает на повышение качества образования.
Однако на съезде выяснилась довольно интересная вещь. Мы задали делегатам один и тот же вопрос: «Что, на ваш взгляд, является самой главной проблемой того школьного предмета, с которым вы связаны профессиональными узами?» И получили довольно пестрый набор самых разных проблем. Хотя ожидали услышать примерно одно и то же.
Так, учитель физики пермской гимназии №7 Александр Горяев назвал положение дел катастрофическим, «на грани исчезновения физики вообще».
- Только 10 процентов учителей из тех, кто работает сегодня в школе, по-настоящему хорошо учат, и только они способны подготовить ребят, которые любят и знают физику, - констатировал педагог. - К содержанию образования у меня претензий нет, а вот к учебникам есть. Все мы помним учебник гениального Перышкина. Он появился в 60‑е годы, за то время почти не изменился, но актуален и по сей день, основанная масса школ работает именно по нему. Почему? Потому что он написан просто и интересно. Современные же авторы почему-то так не умеют, в результате получается нудно, сложно, детей этим не зажечь.
Для учителя биологии курской гимназии №44 Оксаны Дородных на первом месте стоят проблемы организации внеурочной деятельности, вопросы подготовки к ЕГЭ и олимпиадам, а также несоответствие школьного уровня образования требованиям для поступления в вузы.
- Если ты не учишься в профильном классе, но хочешь сдавать профильную биологию, сделать это без помощи репетиторов практически невозможно, - убеждена она. - Базовый еще можно сдать, пользуясь только материалом учебника, но для поступления в вузы этого совершенно недостаточно. Еще проблема - у нас количество уроков биологии в большинстве классов снизили до 1 часа в неделю. Но такого же никогда не было! При этом вводят какие-то абсолютно ненужные предметы, отбирая время у нас. А нагрузка на учителя, как ни странно, возрастает год от года. Не хватает аудиторий, оборудования. Школы делают все, что в их силах, пытаясь уйти от двух смен. Но нередко это невозможно чисто физически, приходится заниматься в коридорах или даже на выходных.
- Принцип выборности ЕГЭ убивает физику, - категоричен в своих суждениях учитель гимназии №44, доцент кафедры физики нанотехнологий Курского госуниверситета Геннадий Горбунов. - Это очень плохо, потому что, если ученик после химико-биологического профиля поступает в вуз на отделение химии, выясняется, что физики он не знает. А почему? Да потому, что физику он не учил, она ему вроде бы не нужна, поэтому учил биологию и химию. Но химии без физики не бывает!
Учитель английского языка нахабинской школы №2 Красногорского района Московской области Александра Якутина считает, что главная проблема - переполненность групп.
- По норме не более 10 человек, а у нас бывает и 17, и 20, - рассказывает она. - Кроме того, за 3 часа в неделю сложно подготовить детей к экзамену на должном уровне. А у нас ведь предмет специфический, мы оторваны от языковой среды. И вообще, надо менять подходы. Когда учишь людей практическому предмету, такому как английской язык, надо гнаться не за развитием IQ школьника и не за тем, чтобы он мог запомнить как можно больше слов, а за формированием коммуникативных навыков. Надо научить его разговаривать, общаться, а уж о чем он будет говорить, это другой вопрос. И учитель должен быть максимально свободным в выборе методов, программ и технологий, главным должен быть результат. Много говорят про второй иностранный. Но если человеку не нужен один язык, то не нужен и второй. А если ему интересен один, он будет интересоваться и другими.
Ксения Ёлкина, учитель английского языка гимназии №12 Твери, напомнила о том, что с 2020 года иностранный язык станет обязательным при сдаче ОГЭ, а с 2022‑го - на ЕГЭ. То есть осталось совсем мало времени, но разве мы готовы к этому?
- Да, я знаю, все предметники жалуются на то, что им не хватает времени, - отмечает педагог, - но разве всем светит в будущем обязательный экзамен? Нет. Вот у нас всего 3 часа в неделю, и этого очень мало, чтобы гарантировать хорошие результаты. В то же время могу сказать, что вот у меня есть профильный класс, в котором мы изучаем английский 8 часов в неделю. И там дети сдают ЕГЭ в диапазоне от 90 до 100 баллов. Вот это хорошо! А вообще надо иметь минимум 5 часов в неделю. Но никак не 3!
Первый заместитель директора Центра развития образования Самары Эльчин Гашимов в числе самых злободневных проблем назвал низкое качество квалификации учителей и как результат качество образования школьников.
- Нынешние выпускники педвузов недостаточно владеют методикой преподавания иностранных языков в школе, - высказал свое мнение замдиректора. - Не могу согласиться, что старые методики лучше новых, не в этом главное. Учитель должен формировать коммуникативные компетенции у детей. Но если он сам не владеет ими, то никакого качества он не даст. Иностранный язык не может быть выстроен без современных IT, аудио, видео, смартфонов, компьютеров. Но где те методики и те методисты, которые бы научили будущих педагогов работать с этим ресурсом? Учитель - тот, кто владеет не только языком, но и методикой. По крайней мере, так должно быть. А к нам порой приходят отличные переводчики, которые очень много всего знают, но совершенно не умеют донести свои знания до детей.
Учитель биологии и химии мытищинской школы №10 Московской области Виктория Тагакова пожаловалась на плохую материальную базу, которая не позволяет хорошо проводить экспериментальную часть для развития познавательного интереса детей.
- Да, сегодня для школы создано очень много всего - и цифровые микроскопы, и проекторы, и документ-камеры, куча видеороликов, множество интернет-ресурсов, - сказала она. - Но могу сказать по собственному опыту: резать что-то руками самому гораздо интереснее, чем смотреть на экране, как это делают другие. Когда ты сливаешь жидкости или насыпаешь порошок в пробирку, важно чувствовать, много или мало там реактива, ощущать изменение температуры, появление запаха и т. д.
Старший методист московского Городского методического центра Виктор Лавриков на первое, второе и третье места ставит компетентности педагогов.
- Проблемы преподавания немецкого языка, я думаю, во многом связаны с неумением и нежеланием учителей перестраиваться на работу с современными детьми, у которых совсем другие запросы, чем у их сверстников 10‑15 лет назад, - считает методист. - Урок продолжает оставаться знаниевым, хотя это прошлый век. Надо развивать коммуникативные компетенции, учить общаться. А учителям проще сказать, чтобы дети открыли страницу 35 и выполнили упражнение №3.
Доцент кафедры естественно-математического образования и ИКТ Рязанского института развития образования Наталья Атаева по образованию учитель географии и биологии. И хоть на съезде было очень мало географов, все же, убеждена она, рассматривать проблемы предметов естественно-научного цикла нужно в комплексе.
- Главная проблема у нас - потеря интереса к географии как предмету, - подчеркнула Наталья Атаева. - Уже после 7‑го класса стимулов к его изучению нет, он не востребован как вступительный в вузы. В 9‑м классе ребята еще могут быть успешны, выбирая географию на ОГЭ, но дальше - мрак. Если в 9‑м классе на экзамене требуется умение знать карту, работать с атласом, этому можно научить сравнительно легко, то вот на ЕГЭ нужны уже совсем другие умения, там нужна аналитика, а это гораздо сложнее. А еще я бы назвала проблему нестыковки концентрической или линейной систем преподавания. Надо бы их как-то синхронизировать.
- Ключевой проблемой является низкая эффективность преподавания учебного предмета «Биология» в соответствии с требованиями ФГОС, - сделал вывод профессор кафедры методики преподавания биологии и экологии Московского государственного областного университета Владимир Пасечник. - Мы все понимаем: реализовать эти требования сможет только хорошо подготовленный и мотивированный учитель. Однако приходится констатировать, что начиная с 90 годов ХХ века наблюдается явное снижение методической подготовки учителей всех предметов, и биологии в частности. И еще давайте будем реалистами. Да, 1 час в неделю - это оскорбительно мало для такого сложного и интересного предмета, как биология. Однако вряд ли кто-то даст нам больше, потому что для этого придется оторвать часы у других дисциплин.
А заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения биологии Московского городского педагогического университета Сергей Суматохин с негодованием отметил тот факт, что сегодня учителям просто некогда работать, их постоянно проверяют и требуют отчетов и результатов.
- Посудите сами, - посетовал профессор, - школа теперь вынуждена готовиться к ЕГЭ, ОГЭ, НИКО, ВПР, PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, TALIS, исследованиям компетенций учителей и т. д. Все это очень нервирует учителей, которые, вместо того чтобы сосредоточиться на преподавании, вынуждены пытаться подстроиться под требования проверяющих органов. Кроме того, уже не первый раз заходят разговоры о том, что вместо биологии, физики, химии, географии и астрономии хорошо бы изучать всего один предмет - естествознание. На самом деле мы еще в 90‑е годы поняли: это ведет к ухудшению знаний школьников по всем перечисленным направлениям. Так чего ради возвращаться к этой теме? Прежде чем интегрировать что-либо, надо сначала дать прочные основы знаний по предметам. Иначе результат будет отрицательный.
…Хочется верить, что подобные съезды помогут как-то решить эти проблемы. Пусть не сейчас, но хотя бы в будущем.