Увертюра
Федеральный финал стартовал задолго до церемонии открытия. Уже 22 сентября конкурсанты, их сопровождающие из регионов, члены жюри собрались в Петропавловской крепости, чтобы услышать полуденный выстрел из пушки. Знаменитый выстрел произвели абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2017 Илья Демаков и председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга Жанна Воробьева.
Русский музей, Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница, Невский проспект, блистательный Петергоф… Экскурсии помогли учителям почувствовать величие города, насладиться его красотой, проникнуться исторической миссией Санкт-Петербурга - быть культурной столицей России.
Знакомство с академической гимназией №56 Санкт-Петербурга подарило новые восторги. Готовясь к испытаниям первого тура, конкурсанты испытывали оборудование кабинетов физики, химии, других предметов, электронные доски и другие технические возможности. Была и творческая пауза, причем в концерте «Триптих» участвовал не только абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1992 Артур Заруба, музыкант, композитор, автор гимна конкурса, но и директор гимназии Сергей Владиленович Данилов - легенда авторской песни, Грушинского фестиваля.

Начало
Открытие конкурса состоялось в Михайловском театре. Вели церемонию всеми любимые певцы Стас Пьеха и Зара, оба, к радостному изумлению педагогов России, выпускники гимназии №56, благодарные Майе Борисовне Пильдес, прежде директору, а ныне председателю совета гимназии. Всех поразил трогательный момент: вручать цветы ведущим, которые исполнили несколько песен в дар учителям, вышли их классные руководители. Эмоции петербургских педагогов и их успешных выпускников были неподдельные! Вторая часть церемонии открытия была приятным сюрпризом - гала-концерт балета Михайловского театра. «Щелкунчик» и «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и «Корсар» - каждый фрагмент классических спектаклей вызывал бурю аплодисментов.
Традиций у конкурса «Учитель года России» немало, в том числе связанных с церемонией открытия. Когда-то неизменной традицией было выводить на сцену зала, где проходит действо, всех участников конкурса. Не везде это технически возможно… А вот традиция приветствий от учредителей конкурса и гостеприимных хозяев осталась. Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко пообещал: «Постараюсь, чтобы в ближайшие две недели у вас была возможность поближе познакомиться с нашим прекрасным городом. Для вас открыты двери всех дворцов, всех музеев, всех театров. Самое главное, будьте уверены - вас здесь принимают искренне, с открытым сердцем».
«Здесь собрались лидеры России. По характеру, по знаниям, по всем приемам, навыкам, которыми вы обладаете. Семь нот в распоряжении каждого композитора, дирижера, а музыка получается разная. Так и у педагогов. Казалось бы, одни и те же формы, методы, приемы учительского труда, а уроки, цели, результаты получаются разные», - сказал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров.
Заместитель министра просвещения России Татьяна Синюгина зачитала приветствие главы ведомства Ольги Юрьевны Васильевой, где были такие слова: «Каждый из вас - уникальная личность, сильный педагог, поэтому можно бесконечно долго спорить о ваших различиях и особенностях, но полностью уверена, что всех вас объединяет одно: любовь к детям и трепетное отношение к их развитию, становлению, воспитанию и выбору ими жизненного пути».
Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова напомнила: «Именно «Учитель года» стал основоположником конкурсного движения в России. Все эти годы мы пытались сохранить этот конкурс, привносили в него удачные и не всегда удачные элементы, совершенствовали. Мы уверены: его надо продолжать. Он у нас с вами как семейная реликвия. Будем стремиться, чтобы он с каждым годом был интереснее, лучше, полезнее для вас. Вы, уважаемые конкурсанты, волнуетесь, как вас будет оценивать жюри - люди, которые все эти годы очень самоотверженно относятся к конкурсу и тоже помогают учредителям оберегать его. Я хочу сказать, что жюри очень дружелюбное, доброе, внимательное».
Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец признался: «Даже не верится, что конкурсу 29 лет! 29 лет, 31 абсолютный победитель. Четверо абсолютных - из Санкт-Петербурга. О чем это свидетельствует? Прежде всего о том, что система образования работает эффективно. Здесь умеют обращаться с талантливыми педагогами, поддерживать их. Здесь отлично выстроена система учительского роста и повышения профессиональной квалификации».

Методический семинар
Это первое очное испытание, знакомство в жюри, в некотором смысле притирка друг к другу педагогов и экспертов. Отношения вполне человеческие. Например, 26 сентября группа №1 дружно поздравила именинника - историка Григория Назарова из Московской области, ему в этот день исполнилось 26 лет! А вечером все немного позабыли про конкурс - поехали в Мариинский театр. И не только для просмотра прекрасного балетного спектакля «Медный всадник». Участники конкурса и их сопровождающие были приглашены на «Театральный урок в Мариинке» - уникальный проект для старшеклассников Санкт-Петербурга. Урок включает интерактивную лекцию о спектакле «Медный всадник», создание макета декораций в настоящих театральных мастерских, вкусный обед и экскурсию по закулисью. Гости Мариинки побывали на подземном складе, где хранятся мягкие декорации, и увидели механизм, с помощью которого они поднимаются на сцену, присутствовали на репетиции балета, рассмотрели вблизи реквизит и бутафорию, постояли в «кармане» сцены, побывали в самой настоящей артистической гримерке и узнали, что отечественный грим у артистов считается самым лучшим.
Конечно, очень хотелось пообщаться с конкурсантами и жюри, я задавала им четыре вопроса: «1. Что было самым ярким за эти дни? 2. Что было самым трудным? 3. Кто переживает за вас дома (для жюри: ждет новостей)? 4. У вас возник образ Санкт-Петербурга?»
И вот два ответа первых конкурсных дней.
Татьяна ШМАЛЕНЮК, учитель информатики из Ямало-Ненецкого автономного округа:
«1. Посещение 56‑й гимназии. Это как космический корабль. Мы побывали в другой реальности. И, конечно, посещение Михайловского театра. У нас нет возможности посещать такие необыкновенные мероприятия. К нам приезжают артисты эстрады, театры, но балет, к сожалению, нет. А душа тоскует.
2. Я не ожидала, что будет такое количество информации, эмоций, просто калейдоскоп событий. К вечеру понимаешь, что устал не физически, а от переизбытка эмоций. Как шквал накрывает, и нужно научиться с этим справляться.
3. Муж, сын, родители, коллеги, весь Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Башкортостан тоже - там моя родина.
4. В первый день казалось, что Петербург холодный, очень сдержанный, классический, я подумала - почти как я. Но с каждым днем он раскрывается в своей культуре, своем искусстве. Почти как я. Не сразу сближаюсь с людьми, проходит время, прежде чем откроешься».
Татьяна УСОВА, учитель истории лицея №2 Саратова, учитель года Саратовской области-2011, в составе третьей рабочей группы жюри:
«1. Каждый день - карусель событий. Меня потрясла гимназия, это глубокий культурный шок. И дело не только в техническом оснащении. Здесь ощущается командный дух. Наверное, только командой можно создать такую школу. Я для себя сделала открытие. Песни Сергея Владиленовича Данилова сопровождали меня всю юность. И тут я неожиданно вижу его в образе директора! Это фантастика, весь Саратов мне завидует.
2. Самое трудное впереди. Я для себя определила лидеров, есть люди, которых я хочу видеть в «пятнашке», их много в нашей группе. Очень интересно.
3. Коллеги ждут, но они не представляли, что это будет. И я не представляла. Я каждый год работаю в группе жюри в регионе. На городской конкурс периодически меня приглашают. А на всероссийском финале я впервые. Все мне пожелали удачи.
4. В Петербурге я в третий раз. Два раза приезжала осенью. Вот и на этот раз меня встретил осенний Питер. Осенние парки - очень красиво! Желтый с голубым город - листья, вода, небо».

Уроки
Открытые занятия продолжались три дня. О них можно и не рассказывать, ведь в Интернете транслируется каждый урок, а записи будут навеки выложены в Youtube. Запомнилось, как учитель физики Радик Хабиров из Республики Татарстан вместе с детьми растворил в воде «Скиттлс», и ребятам расхотелось есть эти конфетки. Химик Анна Коротаева из Амурской области пыталась сжечь уголь, как ни билась, загорелся он лишь в кислороде. Педагог из Новгородской области Игорь Петров явился на занятие в историческом костюме. Информатик из Алтайского края Иван Гребенкин попросил детей составить ему маршрут прогулки по центру Санкт-Петербурга и затем построил на этом урок на тему «Графы». Учитель истории из Республики Саха (Якутия) Прокопий Батюшкин на занятии по Первой мировой войне предоставил ребятам настоящие архивные материалы - результаты долгого и трудного поиска следов своего прадеда.
И снова интервью с традиционными четырьмя вопросами.
Олег КОЧЕТОВ, учитель информатики и ИКТ из Кабардино-Балкарской Республики:
«1. Запомнились детки, когда они заходили в класс на урок. Я соскучился по ученикам. Уже несколько дней здесь - приветствия, экскурсии, семинар, открытие, думал: «Когда же я дам урок?» И когда увидел деток, обрадовался - наконец я в своей стихии, на уроке, незабываемое чувство. Очень рад, что не познакомился с ними заранее. Эмоции были более живые.
2. Самое трудное - подготовка. Когда ждешь, понимаешь, вот остался час, минута, секунда, очень трудно совладать с волнением. Когда был «Методический семинар», пока я за порог не заступил, волнение не покидало меня. А дальше пошло. И на уроке то же самое - пока я не начал говорить с детками, волновался страшно. Не знал, чего ожидать от жюри… Я впервые принимаю участие в конкурсе на таком уровне. Но благоприятная обстановка, отношение жюри помогли.
3. Дома ждут супруга и дети. Моему старшему четыре года, младшей полтора, и мы каждый вечер по Скайпу созваниваемся. Они ждут меня. И, конечно, вся республика. Пишут пожелания в WhatsApp.
4. Я впервые в Петербурге. Не ожидал, что здесь практически невозможно увидеть обычные дома. Где они? Везде прекрасная архитектура».
Олег КАТРЕНКО, директор средней школы №127 с углубленным изучением английского языка Санкт-Петербурга, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, в составе четвертой рабочей группы жюри:
«1. Самое яркое пока - открытие конкурса в Михайловском театре. Была представлена и 56‑я гимназия, и город, было очень интересно.
2. Самое трудное - оценивать. Столько критериев! Понимаешь свою ответственность, от того, где ты поставишь галочку, зависит, пойдет человек дальше или не пойдет.
4. Живу в Санкт-Петербурге с 2009 года. У меня менялся взгляд на город. Сначала он представлялся сдержанным, скованным, высокопарным, довлеющим над тобой. Сейчас наоборот, Санкт-Петербург в моем представлении город творчества, свободы, возможностей. Город, где каждый может реализоваться».
А вечером конкурсанты приняли участие в телемосте с Международным детским центром «Артек», отвечали на вопросы детей и задавали им вопросы. Мне было особенно интересно слушать, ведь Общероссийский Профсоюз образования уже несколько лет возит в «Артек» учителей года в рамках проекта «Другая школа».

Итоги первого тура
Быстро и незаметно наступило 29 сентября, когда в Санкт-Петербургском Дворце творчества юных прошла торжественная церемония подведения итогов первого тура федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018.
Пока конкурсанты волновались, кого же назовут лауреатами, на сцене появлялись участники другого творческого состязания - шоу «Голос» на Первом канале: солистки театра Александра Градского Валентина Бирюкова и Александра Воробьева, латвийский певец Интрас Бусулис. А в финале несколько композиций исполнил певец, композитор и телеведущий Марк Тишман.
Прежде чем открыть конверты с именами лауреатов, выступающие говорили теплые и важные слова.
Татьяна Синюгина, заместитель министра просвещения Российской Федерации: «Каждый из вас, наши дорогие участники, уже вошел в историю этого конкурса, вы вписали в эту историю свои имена победами на региональных этапах и, безусловно, очень достойным участием в первом этапе. Мы с вами вместе в течение этих пяти конкурсных дней прожили целую профессиональную жизнь. Вне зависимости от результатов я уверена, что каждый, кто в этом году принимает участие в конкурсе, приобрел намного больше, чем потерял. Ни у кого не должно быть никакого разочарования по результатам, которые будут сегодня озвучены. Уверена: каждый привезет в свою школу, своим детям, в свои педагогические коллективы осознание той великой роли и миссии, которая есть у нас, учителей».
Жанна Воробьева, председатель Комитета по образованию Санкт-Петербурга: «Мне кажется, профессиональный диалог на «Методическом семинаре» у вас получился, с чем вас и поздравляем. А на уроке вы уже оставались один на один с классом, с незнакомыми школьниками, детьми, которые всем сердцем, всей душой старались помочь вам, чтобы вы сумели раскрыть свой талант. У каждого это получилось так, как он задумал. Главное, что вы, все 85 замечательных педагогов России, прошли этот этап очень достойно. Сегодня прозвучат только пятнадцать имен. Но победителей сегодня 85!»
Татьяна Куприянова, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования: «Мы с вами счастливые люди. Северная столица подарила нам столько тепла, обогрела нас вниманием, уважением, заботой. Культурная программа, которую нам подготовили, - это действительно высший класс! Большое спасибо администрации Санкт-Петербурга. Что самое главное на конкурсе? Это, конечно, возможность обмена опытом. Узнать, что умеет твой коллега, твой друг. Такую возможность нам предоставила замечательная региональная система образования Санкт-Петербурга. Все проходило на площадке 56‑й гимназии - жемчужины системы образования. Что хочется вам пожелать? Прежде всего большого творческого пути, непрерывного профессионального роста, чтобы для этого у вас были и возможности, и условия, и, конечно, постоянное желание себя преодолевать».
Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты»: «Все те, кто не поднимутся сегодня на эту сцену, для «Учительской газеты» «шестнадцатые». Для нас не важно, какое место вы займете, потому что разница в баллах минимальна. Мы решили продолжить наш проект - создание антологии учителей года России. До следующего конкурса мы расскажем на страницах нашей газеты о каждом из вас, чтобы педагогическая общественность знала героев в лицо».
О том, как выступала «пятнашка», как прошли второй и третий туры конкурса, кто вошел в число призеров и как зовут победителя (или победительницу), мы расскажем в следующем номере.

Доска почета

Лауреаты Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018

Татьяна Анисимова, учитель начальных классов медведевской средней школы №2 Республики Марий Эл
Марина Гончарова, учитель музыки средней школы поселка городского типа Ровное Саратовской области
Алихан Динаев, учитель обществознания и права математической школы №1 им. Х.И.Ибрагимова города Грозного Чеченской Республики
Игнат Игнатов, учитель информатики и ИКТ, технологии школы №1540 Москвы
Илья Казанцев, учитель истории, обществознания и права лицея №4 «Многопрофильный» города Пскова
Юлия Капалкина, учитель математики средней школы №1 имени В.П.Леонова станицы Зеленчукской Карачаево-Черкесской Республики
Юрий Клюев, учитель химии брянского городского лицея №1 им. А.С.Пушкина Брянской области
Екатерина Колесникова, учитель английского и французского языков средней школы №10 с углубленным изучением отдельных предметов города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа
Сергей Лебедев, учитель физической культуры школы №156 им. Б.И. Рябцева Нижнего Новгорода
Анастасия Ляховец, учитель английского языка средней школы №10 города Ессентуки Ставропольского края
Григорий Назаров, учитель истории и обществознания гимназии №9 города Химки Московской области
Максим Новиков, учитель информатики и ИКТ средней школы №145 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга Свердловской области
Марина Прохорова, учитель информатики и ИКТ лицея №9 города Новосибирска
Эмма Сафиуллина, учитель английского языка гимназии №39 города Уфы Республики Башкортостан
Виктория Стафейкова, учитель начальных классов Толвуйской средней школы Республики Карелия