Путь в профессию Маргарита Анатольевна начинала пионервожатой в родной школе села Кончезеро. После переезда в Шую 24 года (педагогический стаж прерывался на два отпуска по уходу за детьми и работу не в школе) отработала в Прионежском районе Карелии, в шуйской школе №1. В эту же школу Маргарита Анатольевна вернулась в новом качестве учителя информатики, получив для этого специальное образование. О том периоде жизни Маргарита говорит просто: «Мешала мороженое и училась». Эту фразу стоило бы расшифровать. После выхода из отпуска по уходу за ребенком учительница была готова вновь окунуться в школьные будни, но старшие коллеги сказали, что в школе не платят зарплату... От работы, в которой требовались только физические навыки, - в Петрозаводске есть молококомбинат, куда и устроилась Маргарита, - спасала... учеба в вузе.
- Учитель информатики. И тогда начался уже совсем иной период в жизни. Тогда Маргарита жила в школе! Создать сайт - с легкостью. Изучать историю шуйской школы - с удовольствием! Дети пишут исследования, которые потом в отдельном разделе складываются в школьную летопись. А подготовка к экзаменам?! Информатику - предмет по выбору - сдавали у педагога классами. Так было и в этом году. Именно поэтому Маргарита Анатольевна осталась в школе до конца учебного года - четко распланировала время между работой в недавно созданном «Кванториуме», кружком робототехники в одной из городских школ и основной работой в шуйской средней школе, где готовила одиннадцатиклассников к единому госэкзамену.
- Учитель на селе больше, чем учитель. В деревне жизнь иная. Сельский учитель всегда на виду: сосед, наставник, безусловный авторитет, а для кого-то и нет... При меньших возможностях он обязан дать больше знаний в учебном и общечеловеческом плане. Поэтому и терпению, и сдержанности, и мудрости надо было учиться, - рассказывает Маргарита Мартынова.
За внешним проявлением успешного учительства Маргариты Анатольевны работа над собой, размышления о жизни и постоянное повышение квалификации. Однажды мы встретились в поезде, когда учительница ехала на учебу в Подмосковье. Не прошло и месяца, отправилась с учениками в детский IT-лагерь в Иннополисе... Такой ритм жизни у Маргариты не один или два года, а постоянно!
- В обществе многое меняется с огромной скоростью, а значит, необходимо постоянно учиться. Учитель живет, пока учится. Педагог обязан быть и психологом, и исследователем, и методистом, и организатором, и артистом, и дизайнером, и режиссером, и программистом. Педагог действительно все это может! Я хочу быть современным учителем, идти в ногу со временем, - говорит Маргарита Мартынова.
Рассуждая о профессии, учительница не замечает, что не просто идет в ногу со временем, а чаще опережает его! Маргарита Мартынова стала одним из первых «мобильных» педагогов Карелии: пересела на автомобиль 14 лет назад, чтобы всюду успеть. Освоила соцсети - они позволяют быть рядом с коллегами, учениками, родителями школьников. Умеет учиться сама - в учебном году, на каникулах и в выходные. Вселяет в школьников уверенность, что трудности нужны для преодоления и побед.
- Постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда, - легко, но осмысленно говорит Маргарита Анатольевна, рассуждая о составляющих учительского успеха. - Для современного учителя важно развиваться, идти вперед. Труд педагога - это источник для безграничного творчества. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем, что его окружает. Школа жива, пока учитель интересен ребенку.
...И это не просто слова. Рита всегда любила читать и учить стихи, участвовала в самодеятельности, танцевала, рисовала, мастерила поделки и дружила со сверстниками. Знания и навыки, приобретенные в детстве, помогли состояться в профессии. Так что на уроках Маргариты Мартыновой дети не скучают. Мастерят, фантазируют, общаются, улыбаются и со звонком не торопятся выбежать за дверь.
- Творчество ведет вперед, не дает успокоиться, остановиться, разочароваться. Не всегда сразу и все получается с первого раза, но я не боюсь проигрывать, ошибаться. Считаю справедливым изречение: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Зато успехи окрыляют, дарят радость свободного творческого полета! - делится учительница.
Устремленность к ребенку помогает Маргарите разглядеть единомышленников и среди... школьников. Мудрый и одновременно озорной взгляд найдет среди ребят того, кому важно улыбнуться сегодня. Или за неразборчивым почерком ученика заметит острый ум и тягу к точным наукам. Пару лет назад Маргарита Анатольевна сражалась за такого ребенка, ныне - студента. Коллеги сомневались, можно ли человеку с неаккуратным почерком дать медаль, а Маргарита ни секунды не медлила: «Можно и нужно, потому что у ребенка есть знания!» Маленькая победа учителя помогла ученику почувствовать себя сильным, но нелегко далась педагогу…
- Главное - любить детей! Потому что если иначе, то человек никогда не сможет быть хорошим учителем. Любить, понимать, принимать такими, какие они есть. Ребята должны знать: что бы ни случилось, учитель не оскорбит, не унизит, поможет. Это самое главное! Даже если ребенок получает разные оценки, но чувствует справедливое отношение и помощь, возникает взаимопонимание. Наша задача - вырастить людей. Как бы в будущем дети ни реализовались, главное, чтобы они оставались людьми. Свою задачу вижу в том, чтобы научить этому. И в то же время привить желание учиться, чтобы ребята полюбили процесс познания. Это станет залогом развития, - уверена учительница.
Строки, обращенные к учителю, - то, что скажет больше, чем репортаж, интервью или заданный в лоб вопрос.
Студентка Виктория Дмитриева, например, рассказала, что «информатика пока что единственный предмет, который пригодился из школьной программы. Уровень образованности в информатике высокий даже в сравнении с выпускниками городских школ!».
«Знания, полученные на уроках информатики, не раз выручали! Маргарита Анатольевна, вы лучшая! - написал бывший ученик, ныне молодой учитель Юрий Сергеенко. - Хочу, так же как и вы, вести уроки - яркие, информативные, запоминающиеся. До сих пор помню, как быстро заканчивался урок, как не торопились уходить из класса! На работу в школу собираюсь выходить в августе. Боюсь, если честно. Боюсь не научить детей».
Отклики выпускников появились не просто так. Тепло и неформально откликнулись многие, узнав, что Маргарита Мартынова получила грант главы Республики Карелия.
- Неожиданно! - сказала тогда учительница. - Люблю жизнь, стараюсь радоваться каждой минутке. Работаю честно, качественно и с душой. Наверное, это счастье, когда виден результат. Самый дорогой подарок - кружка с надписью «Лучший учитель», а не грамоты с сертификатами. Ради такого детского признания я и живу.
В этом году Маргарита Мартынова отметила 50‑летие. Помимо побед и ученических успехов, которые сопровождали учебный год, учительница приняла непростое для себя решение - перешла на работу в Петровскую школу Петрозаводска. Теперь учитель сельской школы стал городским. Маргарита Анатольевна ведет открытые уроки, дает мастер-классы, обучая робототехнике и детей, и взрослых. На осенних каникулах педагог отправится с учениками в детский IT-лагерь в Иннополисе.
- Летом скучаю по детям, и становится приятно и радостно, когда в поселке идешь в магазин, плывешь по реке или катаешься на велосипеде, и дети, увидев за пару метров, кричат: «Здравствуйте, Маргарита Анатольевна!» Такое непередаваемое ощущение счастья! - говорит учительница, четверть века подарившая сельской школе.
«…Достигать. Мечтать. Открывать. Верить. Останавливаться. Слушать себя. Расти. Побеждать. Смотреть на жизнь открытыми глазами!» - так думает о своей работе Маргарита Мартынова, учитель информатики Петровской школы Петрозаводска. Человек, который через 25 лет не разочаровался в профессии, а открыл новый горизонт, перейдя на работу из сельской школы в городскую. Впереди новые дела! Пусть все сложится удачно!