Как отметил секретарь ФНПР Николай Гладков, Минтрудом России не учтена правовая позиция Конституционного суда РФ, изложенная в его постановлении от 7 декабря 2017 года №38‑П:
- Конституционный суд неоднократно констатировал, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение именно трудовых обязанностей. Иными словами, по своей правовой природе МРОТ является не чем иным, как минимально допустимой нижней планкой вознаграждения за труд, устанавливаемой специальным федеральным законом.
В письмах Минтруда России допущена подмена понятий: структуры заработной платы и систем оплаты труда. Вознаграждение за труд как основная составляющая в структуре зарплаты выражено в виде тарифных ставок и окладов в системе оплаты труда. Поскольку в Конституции РФ провозглашено право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, совершенно очевидно, что и размеры тарифных ставок и окладов не могут быть ниже величины МРОТ. То есть на сегодняшний день 11163 рубля в месяц.
Обращает на себя внимание, что хотя указанные документы Минтруда не являются обязательными к исполнению нормативно-правовыми актами, тем не менее они охотно используются иными госорганами. Например, Федеральная налоговая служба РФ уже направила их для использования в работе своих подведомственных налоговых инспекций. Вот так на практике «исполняются» решения Конституционного суда РФ.
Как урезонить Минтруд? В ФНПР разработан законопроект, который в свете реализации соответствующих положений Постановления Конституционного суда будет внесен в Государственную Думу депутатами межфракционной группы «Солидарность» с целью закрепления соответствующих изменений в Трудовом кодексе РФ.

Департамент общественных связей ФНПР