Как мы знаем, дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Если дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности, то немаловажное значение имеют общеобразовательные программы для взрослых, основной задачей которых становится обеспечение социальной защищенности граждан, а также адаптивности взрослых в условиях активной смены технологий и материалов.
Таким образом, государственная политика в области дополнительного образования достаточно конкретна и определяет основные направления и способы педагогической работы. Государство четко ориентирует школу и учителей изучать, учитывать интересы общества, запросы рынка, создавать в школе педагогическую среду, направленную на повышение привлекательности школы в глазах взрослых людей.
Тем более что столичные школы имеют колоссальные возможности, ресурсы, кадры, которые можно и нужно использовать не только для достойного воспитания школьников, но и культурного, личностного образования взрослых. А спрос на данный вид деятельности у взрослых есть.
На наш взгляд, развитие дополнительного образования взрослых:
- повышает привлекательность школы в социуме;
- способствует здоровой конкуренции в образовательной сфере;
- укрепляет и поддерживает материальное состояние школы;
- повышает ее ответственность за результаты образования;
- содействует развитию многообразия форм и методов обучения;
- вносит новое в содержание образования;
- развивает детско-взрослый школьный коллектив.
Почему же взрослые все чаще стали проявлять интерес к дополнительным образовательным услугам именно в школе? Результаты исследования, проведенного нами, показали следующее.
Во-первых, это экономия времени. Можно развиваться прямо в школе, в шаговой доступности от дома. Зачем ездить в другие районы Москвы, простаивая в автомобильных пробках, утомляясь и неэффективно проводя время в дороге, обрекая себя на поиск дополнительных услуг на стороне, пока ребенок занимается в школе?
Во-вторых, в отличие от общего образования дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом для взрослого человека могут стать обретение хобби на всю жизнь, раскрытие человеческого потенциала, личностный рост.
В-третьих, в школе работают квалифицированные педагоги, которым родители доверили самое сокровенное, что у них есть, - своих детей.
В-четвертых, это возможность общения с педагогом своего ребенка не в стандартных школьных условиях.
Ну и, наконец, пятое, на мой взгляд, самое ключевое: школа - это знакомый с детства микроклимат, к которому не надо подстраиваться. Она до сих пор остается центром активного отдыха, организованного досуга не только для семьи, но и всего населения района. Можно сказать, что школа - целый маленький город. А школа может и обязана быть такой!
Основными направлениями дополнительного образования в школе №1002 для категории 18+, которые пользуются наибольшим спросом, являются физкультурно-спортивное («Фитнес+», «Пилатес», «Калланетика») и художественное («Балет для взрослых «Реверанс», «Творческая мансарда»). Основной контингент - это родители наших учащихся, но хочется отметить, что есть группа, которая сформирована из педагогов образовательной организации.
Мы заметили интересный факт: с точки зрения гендерного подхода основными клиентами дополнительных образовательных услуг, предоставляемых школой, являются женщины. Да-да, именно мамы и бабушки наших учеников, а также выпускницы школы, которые, быть может, приходят, чтобы еще раз окунуться в атмосферу своего детства.
Также среди услуг, которые мы предлагаем, не меньший интерес вызывают объединения социально-педагогической направленности - это мини-клуб «Вместе с мамой» для детей от 1 года до 3 лет в сопровождении взрослого, занятия в котором направлены на развитие у ребенка представлений об окружающем мире, пространственного мышления, мелкой моторики, речи и эмоционального восприятия. Это еще одна возможность под руководством опытных и квалифицированных специалистов маленькому человеку, еще не достигшему детсадовского возраста, с пользой для своего развития провести время вместе с мамой.
Занятия в группе платных дополнительных образовательных услуг «Свободные родители», организованные на базе корпуса дополнительного образования школы №1002 и предназначенные для детей в возрасте от 3 до 6 лет, не посещающих дошкольные учреждения, способствуют разностороннему развитию и социальной адаптации ребенка, а также дают возможность родителям пару часов отдохнуть или решить другие задачи, пока их ребенок занят.
Наблюдая стабильную динамику роста заинтересованности предоставляемыми услугами дополнительного образования для взрослого населения, мы можем уже говорить о правильном векторе работы в нашей образовательной организации.
В условиях устойчивого увеличения продолжительности жизни населения столицы и необходимости принятия комплексных мер по организации активного досуга граждан старшего поколения 13 февраля 2018 года мэром Москвы на заседании правительства был одобрен пилотный проект по расширению возможностей участия граждан старшего поколения в культурных, образовательных, физкультурных, оздоровительных и иных досуговых мероприятиях, который получил название «Московское долголетие».
Миссией данного проекта является активная и естественная социализация граждан старшего поколения с использованием по максимуму ресурсов самого гражданина и социума - учреждений социальной сферы, некоммерческих организаций и бизнеса.
Школа №1002 не осталась в стороне от данного проекта и предложила свою площадку для его реализации. Проанализировав свои возможности и потребности, которые есть у граждан возраста 55+, школа определила два направления - это информационные технологии и рисование. На сегодняшний день уже две группы активных граждан заканчивают постигать азы компьютерной грамотности. С большим интересом наши ветераны осваивали навыки работы на компьютере, занимались созданием собственного аккаунта, знакомились и учились пользоваться возможностями портала госуслуг Москвы. По отзывам преподавателя, это самые благодарные, трудолюбивые и ответственные ученики.
Несомненно, реализация программ «Московского долголетия» окажет значительное влияние на экономику и все сферы жизнедеятельности, для которых забота о пожилых гражданах должна стать путеводной нитью к собственному достойному будущему.
Думая о пожилых, мы думаем о будущем. А дополнительное образование для взрослых - это и есть тот самый ключик к достойному будущему.

Татьяна МАЙОРОВА,
заместитель директора школы №1002