Астрономия всегда была наукой увлекательной, спорной, ее не раз смешивали с астрологией, спорили о важности ее изучения в школьном курсе, ее исключали, уделяли внимание более материальным-экономическим предметам.
Преподавание астрономии в нашей стране имеет довольно большую историю, в середине ХVIII века в Московском университете курс изучения математических дисциплин философского факультета затрагивал элементы астрономии и ее практической стороны. В России особенно тщательно подходили к педагогике и методике ее преподавания.
С середины ХIХ века астрономическая наука входила в состав курса физики. В начале ХХ века произошло ее определение как отдельного предмета для изучения подростками элементарных основ астрономии или космографии. На первом Всероссийском съезде учителей физики, химии и космографии, состоявшемся в 1913 году, было отмечено, что «Ввиду того, что большая часть учащейся молодежи не будет впоследствии заниматься астрономией как предметом специального изучения, надо выдвигать в преподавании ее на первый план материал, ценный с общеобразовательной точки зрения, указывая на величие перспектив внешнего мира, поражающие размеры времени и пространства, единство механического и химического плана в устройстве Вселенной, связь между прогрессом астрономических знаний и историей умственного развития человека.
Курс астрономии в средней школе не должен быть лишь упрощенным университетским курсом: он должен быть построен не только на научном, то есть логическом, основании, но и на психологическом; на соответствии его содержания с реальными интересами учащихся.
Математические выводы при изучении начал астрономии должны быть по возможности упрощаемы. Преподаватель средней школы... должен вспоминать, что сложные объяснения на страницах элементарных учебников все же представляют немаловажное препятствие к пониманию учащимися сущности излагаемых астрономических истин»...
Успехи нашей страны в освоении космического пространства, начало космической эры, всплеск достижений в научно-технической революции, в том числе в астрономии, вызвали небывалый интерес к этой науке среди широких слоев населения не только за рубежом, но и в Советском Союзе. Теперь уже и дети младшего школьного возраста, воспитанники детского сада, мечтали попасть в космос, покорять космические просторы, как Юрий Гагарин, Валентина Терешкова или Нил Армстронг. Современное детское общество - это поколение, которое быстро ориентируется в информационном потоке, что обязательно надо использовать для поддержания интереса к астрономии.
Новый интерес к этой науке мы переживаем в наши дни. Бурное развитие науки и техники, стремление человека расширить свою среду обитания, мировые политические вопросы, лидирующая позиция России в освоении космического пространства привели к осознанию важности изучения этой науки в школе. Решением Минобрнауки РФ в 2017 году астрономия вернулась самостоятельным предметом в общеобразовательную школу.
Астрономия в школе дает правильное формирование научного мировоззрения у школьников. Понимая устройство Солнечной системы, Вселенной, учащийся правильно представляет, как работают законы физики на планетах, его трудно дезинформировать, навязать античные мысли об устройстве мира.
Вне зависимости от внешних условий в нашей школе интерес обучающихся к этой древней науке постоянно поддерживался, как в рамках предметов интегрированных курсов в начальной школе, по физике и географии, так и в рамках школьного научного общества.
Вселенная проявления астрономии в нашей школе огромна. В начале учебного года старшеклассники нашей школы выбирают темы проектов-исследований для проведения устного журнала «Знакомство с астрономией» для учащихся 5-6-х классов. Учитель выступает в роли организатора мероприятия, а ученики инженерного класса - в роли научных сотрудников.
В целях развития навыков научно-исследовательской работы и приобретения опыта публичных выступлений с научными докладами ученик школы А.Алхимов принял участие в Международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения», тезисы его проектной работы в разделе «Юные ученые» вошли в печатный сборник этой конференции.
Появление пилотного проекта «Московская электронная школа» расширило всероссийскую информационно-образовательную среду в области астрономии. В декабре в школе для родителей и учеников прошел фестиваль «Дружба народов». В рамках этого фестиваля учениками инженерного класса Н.Гусейновой, Ю.Крюковой, Я.Мкртчян, К.Антоновой и Ю.Урванцевой был проведен мастер-класс «Астрономия - наука всех стран». При подготовке учащиеся заранее обсуждали проекты своих исследований, продумывали этапы своего мастер-класса, конструировали интерактивные элементы к своему выступлению, пользуясь возможностями Московской электронной школы.
В феврале этого года Департаментом образования и Департаментом культуры города Москвы запущен проект «Учебный день в музее». В один из учебных дней ученики 6-го «З» класса на уроке русского языка в Музее космонавтики анализировали исторически важные тексты для страны: постановление Совета министров СССР «Вопросы реактивного вооружения», научный доклад Сергея Королева «Крылатые ракеты и применение их для полета человека», плакат «Слава советским космонавтам!», а также письмо супруге инженера Ф.Цандера. Обучающиеся на этом уроке не только выделили отличительные признаки всех стилей речи, но и практиковались в написании официально-деловых документов и публицистических статей. На уроке математики в музее они узнали о космических скоростях, сумели подсчитать необходимые параметры для вывода космических аппаратов в космос. На уроке английского языка рассказали о первом полете человека в космос, первом выходе в открытое космическое пространство, первой женщине в космосе.
В марте учащиеся 5-го «А» класса посетили интерактивный музей Московского планетария «Станция Марс» - полноразмерный макет научно-исследовательской станции на Марсе и космопорта орбитальной станции АРЕС-7 2060 года с оборудованием и действующим экипажем. Во время экскурсии ребята активно отвечали на вопросы очного тура олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы», что внесло вклад в победу в данном городском проекте.
В Международный день космонавтики во всех отделениях образовательного комплекса ежегодно проводится гагаринский урок «Космос - это мы». Проведение этого урока воспитывает патриотизм у подрастающего поколения, чувство гордости за достижения нашей Родины, ориентирует школьников на продолжение образования по естественно-научному и инженерному профилям и изменяет отношение к своей планете.
Юнармейцы нашей школы М.Коберник, Д.Шуруха, А.Соколова, А.Далакова, Т.Белова и О.Синицына на занятиях в аэротрубе на базе ДОСААФ России получают возможность освоить на практике навыки парашютного спорта, почувствовать себя юными летчиками-космонавтами.
В объединении дополнительного образования «Станция юного техника» школы №1002 ученики конструируют модели космических аппаратов, с которыми в дальнейшем принимают участие в Московском городском конкурсе проектов и исследовательских работ по инженерному направлению в области моделирования космических аппаратов.
Показать свои оригинальные идеи, нестандартное мышление и творчество, раскрыть таланты, расширить кругозор, определиться с интересами и развивать свои способности позволяет участие во Всероссийской олимпиаде школьников. В этом учебном году ученики школы Т.Буднов и С.Спокойнов стали призерами на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Астрономия».
Современное юное поколение начиная с детского сада говорит о том, что их поражают и интересуют следующие факты: наблюдаемое современным человеком ночное звездное небо - прошлое Вселенной; безграничность космоса; эволюция Солнца; Солнце - рядовая звезда; химические элементы, из которых состоит человек, образовались в момент зарождения Вселенной; присутствие темной материи; существование черных дыр; расширение Вселенной; существование экзопланет.
Ответы на вопросы юного поколения могут быть даны только в развитой многопрофильной технологически насыщенной среде - высокотехнологичной, предпрофессиональной, мотивирующей к самообучению и саморазвитию, что подтверждается в обсуждаемой Стратегии столичного образования-2025.

Ольга ВЕРХОГЛАЗЕНКО, учитель физики и астрономии школы №1002