Начнем сначала. Как выработать концептуальную идею развития воспитательного пространства? Прежде всего необходимо сформулировать цель. Мы определили свою цель так: создание условий для развития высокоинтеллектуальной, нравственно ориентированной личности, способной и стремящейся к самосовершенствованию и эффективному служению интересам Родины, посредством погружения воспитанника (как самостоятельного, творчески активного индивидуума) в разноплановую, многоструктурную воспитательную систему.
Звучит пафосно, широко? Согласна. Главный идеал педагогики всех времен - гармонично развитая личность - остается недостижимым. Но в наших силах создать условия для достижения этого идеала. Эти условия мы формулируем в задачах воспитательной работы.
Разрабатывая идею, концепцию воспитательного пространства, необходимо подумать, определить системообразующую деятельность, то есть такую деятельность, которая является общей для всех учащихся, порождает межличностные, межгрупповые, межкультурные связи и отношения и проявляется в каждом направлении воспитательного пространства. Такой деятельностью в нашей школе стало изучение отечественной культуры и истории.
Далее мы определились с основным методом создания воспитательного пространства - это творческий проект (индивидуальный, групповой, коллективный, общешкольный, проекты с участием учеников, родителей, учителей, интегрированные проекты, в которых принимают участие разные школы).
Форма презентации может быть: театрализованный проект, научно-исследовательский проект, социальный проект.
Работа над творческим проектом объединяет весь коллектив гимназии таким образом, что все структурные элементы управленческой системы, осуществляя подготовку к проектам на различных ступенях и стадиях, в итоге приходят к единому результату, то есть считают себя полноправными организаторами любого творческого проекта.
Что ж, с концептуальными аспектами развития воспитательного пространства определились. Теперь важно выбрать направления воспитательной деятельности, по которым будет работать ваша образовательная организация. Содержание деятельности по этим направлениям в каждом школьном отделении может быть свое исходя из традиций, возможностей и целесообразности, но нам кажется очень важным определить те главные, основные проекты, которые и будут создавать единое воспитательное пространство образовательной организации. Выбор этих проектов осуществляется по принципам:
- общая заинтересованность;
- учет сложившихся традиций в каждом школьном отделении;
- посильность и возрастная целесообразность участия;
- устремленность к качеству, а не к количеству.
Остановлюсь на тех проектах, которые традиционно проводятся у нас в школе:
    НПК «Традиции. Поиск. Открытия» (секции: «Обществознание», «Культурология», «Искусство», «География», «Лингвистика», «Социология», «История», «Биология» и «Математика»). Участники - обучающиеся 1-11-х классов.
    Фестиваль «Победоносного славьте Георгия» (фестиваль посвящен славным победам русской армии, трагическим страницам истории России, великим полководцам, истории государства Российского).
    Фестиваль «Русская классика» (посвящен русской культуре: литературе, театру, изобразительному искусству, музыке). Ежегодно определяется тема фестиваля, каждым классом представляется творческий проект на заданную тему (мини-спектакль, инсценированная песня, художественный фильм). Участники - 95% учеников гимназии.
Главное достоинство метода творческого проекта - максимальный охват детей творческой деятельностью. Они и художники, и костюмеры, и исследователи, и техники, а главное - артисты. Нет детей, которым нравится делать только декорации или шить костюмы. Они все хотят играть, и мы стараемся создать для них такие условия.
И еще один проект - шествие «Бессмертный полк». В этой акции принимают участие многие образовательные учреждения. Но мы видим свою главную задачу в том, чтобы в шествии «Бессмертный полк» приняли участие все наши ученики.
После определения концептуальной идеи развития воспитательного пространства и наполнения ее содержанием необходимо создать единую систему управления качеством воспитательного процесса и разработать систему оценки качества воспитательного процесса.
Как спроектировать систему управления качеством воспитательного процесса?

Этапы проектирования системы:
- анализ состояния воспитательной системы образовательного учреждения, выявление потребностей и ожиданий учащихся, педагогов, родителей;
- определение принципов и механизмов, направленных на постоянное улучшение функционирования системы управления качеством;
- разработка политики и целей учреждения в области повышения качества воспитательного процесса;
- установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области повышения качества воспитательного процесса;
- установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества воспитательного процесса;
- разработка нормативов качества, методов и инструментария для измерения результативности и эффективности каждого процесса;
- разработка процедур мониторинга;
- определение средств, необходимых для предупреждения рисков, возникающих при реализации системы качества образования (эффективным средством предупреждения рисков является процедура коррекции).

Основные стадии управления качеством воспитательного процесса:
    Проектирование системы управления качеством воспитательного процесса (планирование, формирование нормативных основ для осуществления деятельности по достижению требуемого качества).
    Управление качеством воспитательного процесса - процесс формирования качества, представляющий совокупность систематических действий по изучению потребностей родителей и обучающихся, разработки и реализации различных программ воспитания, обеспечения ресурсами.
    Мониторинг процессов и коррекция - процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами.
Таким образом, управление качеством воспитательного процесса представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Для полноценного, оптимального и эффективного руководства воспитательным процессом необходимо создать службу управления качеством воспитательного процесса. Для решения этой задачи необходимо:
- сформировать управленческую команду службы качества воспитательного процесса;
- разработать план создания и внедрения системы оценки качества воспитательного процесса (под системой оценки качества воспитательного процесса понимается совокупность систем внутришкольного контроля, мониторинга, общественной и профессиональной экспертизы);
- разработать и внедрить организационную структуру системы оценки качества воспитательного процесса.

Основные функции службы управления качеством воспитательного процесса:
- взаимодействие с управляющим советом школы;
- непосредственное руководство системой качества воспитательного процесса;
- организация работ по улучшению качества;
- обучение и мотивация педагогов;
- проектирование воспитательного процесса;
- проведение различных мониторинговых операций в определении качества воспитательного процесса;
- методическая и консультационная поддержка;
- подготовка предложений по улучшению материальной базы, улучшению общего управления воспитательным процессом и его качеством;
- доведение выработанных предложений до руководства.
Для того чтобы система управления качеством воспитательного процесса функционировала слаженно и при координации всех школьных отделений, в каждом школьном отделении назначаются группы качества, имеющие в своем функционале ответственность за проведение действий, направленных на обеспечение качества воспитательного процесса.
Группа качества - это рабочая группа, объединяющая работников одного или нескольких школьных отделений. Деятельность групп качества осуществляется в двух направлениях:
- проведение плановых мероприятий;
- определение проблем, которым следует уделить первоочередное внимание, и предложение методов обнаружения сильных и слабых сторон в реализации воспитательного процесса.
Основной целевой установкой для групп качества является улучшение состояния коммуникаций между работниками и руководством. Каждая группа работает под творческим руководящим началом одного из ее членов.
Создание - это всегда строительство. Все мы знаем, как нужно строить дом: сначала заложить фундамент, потом построить стены и наконец возвести крышу. По этой же схеме мы создаем и воспитательное пространство образовательной организации. Фундамент, основа основ, - это общая идея развития, крепкие стены - направления и содержание воспитательной работы, а крыша (защита целого дома) - служба управления качеством воспитательного процесса. Помните, что хороший дом нельзя приобрести, его можно только создать самому!

Светлана МАСЛОВА, заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию школы №1542