Сегодня в дошкольные и школьные подразделения нашего комплекса приходят учиться и развивать свои способности более двух тысяч четырехсот воспитанников. Нередко это не только братья и сестры наших выпускников, но уже и их дети. Идет в прямом смысле процесс непрерывного образования и воспитания: детский сад - начальная школа - основная ступень средней школы - старшая, профильная, ступень средней школы. Несомненно, это соответствует целям развернувшейся в последнее время модернизации образования, в первую очередь обеспечению позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка.
Ясно, как понимают смысл слова «успешность» дети. Они вспоминают, как впервые шли к школьному порогу - взволнованные, счастливые, нарядные - и мечтали, что все у них получится и в тетрадях у них будут только хорошие и отличные отметки. Им невдомек, что дорога эта не может быть простой, что трудностей ждет немало, что взрослые это слово понимают по-своему, куда сложнее. Так, год за годом, поднимаясь с одной ступени на другую, дети теряют прежние иллюзии, а иногда и само стремление учиться на «4» и «5». Одним не хватает усидчивости, другим - старания, третьи не выдерживают ритма и темпа школьной жизни. К старшим классам некоторые ученики, которые в начальной школе не знали, что такое тройка, с трудом выполняют в целом несложные задания и с тревогой ждут экзаменов.
Именно поэтому вопрос сохранения преемственности в обучении и воспитании школьников никогда не утратит своей актуальности и стоит остро. Например, в новом учебном году наше дошкольное отделение выпустило 207 воспитанников, из них в школьное отделение придут 128. В то же время из начальной школы переходят в основную 185 будущих пятиклассников. В старшую, профильную, школу пришли 75 недавних девятиклассников. Всех их ждут непростой период адаптации, новые учителя, сложные образовательные задачи. А цифры показывают, что поиск новых эффективных путей для создания наиболее благоприятной для разных категорий учащихся образовательной среды особенно важен сегодня.
На одном из недавних педсоветов прозвучали оптимистичные результаты всероссийских проверочных работ в 4-х классах. По русскому языку 81,9% учеников выполнили работу на «4» и «5», что лучше, чем по округу и городу. По математике результат - 86,3%, но это ниже, чем по округу и по городу. При обсуждении этих результатов возник резонный вопрос: почему потом год от года все меньше учеников показывает высокие результаты? Значит, это как раз одно из узких мест нашей работы.
Известно, что ФГОС предусматривает оценку качества образования с позиции триединой системы: надо разумно и рационально сочетать требования к результатам, к основной образовательной программе и к условиям. Удастся это лишь при условии осуществления преемственности, взаимопонимания и сотрудничества всех участников образовательного процесса - учеников, воспитателей, учителей, специалистов, родителей.
Конечно, индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса найти непросто. «В ходе сорокапятиминутного урока? При полном заполнении класса?» - недоуменно спросит практически каждый взрослый. Однако именно к этому стремятся современно мыслящие учителя. Они разрабатывают технологические карты урока с учетом индивидуальных особенностей учащихся, разноуровневые системы заданий, привлекают инновационные формы и методы обучения.
Именно поэтому в прошедшем учебном году мы уделили такое большое внимание совершенствованию профессионального мастерства учителей. Большая группа - 80 человек - прошла обучение на курсах МЭШ и успешно сдала квалификационный зачет. Теперь новые знания помогают им создавать, развивать и эффективно использовать новые информационные образовательные ресурсы. Педагоги успешно осваивают установленные во многих кабинетах интерактивные доски, активно пользуются новыми возможностями, для того чтобы превратить учебный кабинет в образовательное пространство для исследований и открытий.
Вторым направлением учебы коллектива стали курсы «Содержательные аспекты деятельности учителя начальных классов, тьютора в условиях реализации ФГОС ОВЗ», их окончили 15 педагогов. В будущем учебном году мы планируем продолжить работу по подготовке учителей к работе с учениками с особенностями возрастного развития и организации инклюзивного образования.
Помочь ученикам разного возраста не только стать, но и оставаться успешными, преодолеть возрастные трудности и социализироваться в обществе призваны и созданные в прошедшем учебном году психолого-педагогический консилиум и служба психолого-педагогического сопровождения. Более шестисот дошкольников и школьников получили индивидуальные образовательные маршруты, их родители - необходимые советы и консультации, воспитатели и учителя - рекомендации и помощь. То есть уделяется немалое внимание детям дошкольного и младшего школьного возраста. Теперь на повестку дня выходит вопрос психолого-педагогического сопровождения нуждающихся в помощи учеников средней и старшей школы. Они тоже нуждаются во внимании специалистов, особенно в период подготовки к экзаменам.
Мы, взрослые, знаем, что дорога к успеху в любом деле, большом или малом, отнюдь не всегда бывает простой и легкой. Дети познают эту истину методом проб и ошибок. Помочь им в нужный момент сделать верный выбор, развить способности, укрепить веру в себя, найти единомышленников - задачи сообщества учителей, специалистов, родителей.
Да, успешность ребенка во многом зависит от успешности взрослого. Не случайно говорят, что современный педагог не ретранслятор знаний и опыта, а организатор познавательной деятельности учеников, их творчества. Таков его ответ на изменения культурной, социальной и технологической среды. Именно поэтому образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном развитии общества.
И наша обязанность - ответить на это требование времени.

Илья РОГОВ,
директор школы №1596