В течение полугода школы предлагали разный подход в определении KPI классного руководителя. Одни в качестве критериев называют число учащихся, победивших на муниципальном этапе ВОШ и МОШ, написавших проекты совместно с вузами, достигших успехов в движении ГТО. Вторые предлагают судить по числу детей, привлеченных к работе в Российском движении школьников, самоуправлении, организации внеурочной и спортивной деятельности. Для третьих важными критериями являются отсутствие жалоб со стороны родителей, число стоящих на учете в КДН, а также сохранение численности класса.
Вполне очевидно, что первые школы работают с отобранными детьми, и их успех отнюдь не снятие ребенка с учета, так как там нет такой проблемы, для массовых же школ отсутствие нарушений на ОГЭ и ЕГЭ уже маленькая победа. И такой разброс в критериях оправдан: каждая школа заполняет тот пробел, что имеет.
Условно говоря, обязанности классного руководителя по положению можно разделить на две ипостаси: коуч каждого ребенка (аналитика и прогнозирование) и директор класса (управление и медиация).
Для учителя как коуча показателем эффективности может являться число детей, успешно выступивших на ВОШ, МОШ, олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы», конкурсах проектов, ГТО. Однако уверен, что оценивать нужно не только промежуточный результат (три значка ГТО в пятом классе), но и конечный: сколько детей, после того как ты их выпустил, учится успешно дальше в региональных/федеральных вузах/колледжах на бюджете/контракте. И баллы за этот успех должны сохраняться у учителя то время после выпуска класса, пока он не доведет следующий до конца. При такой системе классрук становится коучем - заинтересованным специалистом, который и привлечет психологические инструменты, и исследует рынок высшего образования, и неоднократно переговорит с родителями, чтобы ребенок достиг успеха.
Учителя как директора класса можно оценивать и по отсутствию жалоб родителей, и по сохранению контингента, и по организации им внеурочной деятельности детей и самоуправления. Однако все пункты положения, что педагог получает управленческие функции в том виде, что они есть сейчас в документе, - пустословие. Никаких возможностей управления в школе у классного руководителя нет. Рассмотрим на примере. Есть у меня в классе одаренный в словесности ребенок. Я направляю его к русисту и прошу подготовить к олимпиаде, однако предметник отказывает, так как не хочет в этом году этим заниматься или просто не умеет. Повлиять на него я никак не могу, нет такой функции. Остается надежда на директора, но обычно решение о смене такого педагога принимается очень долго. А баллы в КPI не идут мне уже сейчас. Однако выход есть.
Во-первых, KPI должен быть не только у классного руководителя, тогда и предметник будет заинтересован в успехах подопечных. А если нет, то классный руководитель должен иметь возможность направить ребенка в кружок «Юный филолог» в рамках проекта «Урбошкола» к грамотному специалисту в школе по соседству.
Во-вторых, KPI должны высчитывать не только по объективным критериям, но и субъективным: все элементы системы - дети, родители, предметники и классруки - оценивают взаимодействие друг с другом посредством анкетирования.
В-третьих, руководитель класса должен иметь возможность на деле показать мастерство управления классом. А это возможно только при выполнении классом годового проекта.
На мой взгляд, руководитель класса может так называться только тогда, когда он реально возглавляет коллектив, который выдает не только личный, но и общий результат. Таким коллективным итогом может стать проект, который будет вести весь класс в течение года. При осуществлении этой деятельности руководитель научит детей и тайм-менеджменту, и распределению обязанностей, и работе в команде, то есть тому, что требуют ФГОС. При этом никуда не исчезнет и воспитательная функция, ведь проекты могут быть в самой различной сфере (уход за школьной клумбой или сбор 100 кг батареек за год - экология, помощь в детском доме или проектах «Московского долголетия» - благотворительность, создание школьного музея - патриотичность, создание фильма о районных достопримечательностях - культура). И если 5-7-е классы выполняют проекты на уровне школы, то 8-9-е - района, а 10-11-е - округа, города, России. Участие в таких проектах для ребенка - это еще и хорошая отметка успеха в проекте «РОСТ».
...Остается оценить только одно. Однажды вместо запланированного классного часа о вреде курения я рассказал детям историю, потрясшую меня. Это был скорее урок для меня самого, но им я поделился и с детьми. Накануне меня потрясла смерть Олега Табакова. Моей мечтой с детства было увидеть Олега Павловича на сцене. Но каждый раз я откладывал исполнение ее, потому что билеты были дороги, все думал, что чуть позже, и еще позже, и... уже никогда. Тогда я сказал детям: «Исполняйте свои мечты. Ибо настает момент, когда это сделать будет просто невозможно».
После я долго корил себя, что рассказал все это, все равно не поймут. Но спустя два месяца, когда я ругал девчонку моего класса за пропуск ВПР из-за занятия скрипкой, она виновато подняла глаза и сказала:
- Не ругайтесь, вы наш классный папа, вы сами говорили, как важно следовать за мечтой. Моя мечта - музыка, а у нас проводил урок сам Спиваков...
Именно из-за таких моментов полностью оценить труд классного руководителя в баллах KPI все-таки невозможно, эту оценку вынесут тебе сами дети. Впрочем, за нее и не нужно оплаты, если ты педагог.

Андрей РЯБЧЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №1002