Но почему бы не попробовать выявить закономерности, которые помогут сделать если не всех, то большее количество обучающихся успешными? Уже сейчас некоторые ресурсы в сети Интернет позволяют выявить те пробелы в знаниях, которые тормозят прогресс в обучении и предлагают их ликвидировать, но именно благодаря информации, содержащейся в рабочих программах по предметам, а конкретно контролируемым элементам содержания, можно увеличить эффективность механизма устранения дефицитов, возникших за годы обучения и не позволяющих усвоить новый материал. Помимо этого, накопив достаточную статистику по обучающимся за несколько лет, мы сможем выявить, как влияет плохое усвоение материала, скажем, по математике 3-го класса на способность воспринять материал по темам, связанным с изучением причастий, на 7-м году обучения в школе. Конечно, этот пример гипотетический, но ведь выявлением закономерностей должна будет заняться машина, которая сможет проанализировать все более точно и беспристрастно, нежели бы это сделал любой самый хороший исследователь, и тем самым показать то, что ранее казалось невероятным.
Помимо прочего, имея информацию не только об успехах ученика в рамках уроков, но и о его занятости во внеурочное время, мы сможем проанализировать то, как занятия в конкретных кружках способствуют или, наоборот, мешают обучающемуся быть успешным. Ведь только представьте: в результате изучения выстроенных алгоритмами зависимостей мы можем прийти к заключению, что навыки, приобретаемые на занятиях по программе дополнительного образования «Бисероплетение», помогают успешному освоению дисциплины «Экономика» на профильном уровне!
Думаю, что целесообразно создать онлайн-ресурс, предоставляющий доступ к обезличенным данным, формируемым сервисами, входящими в проект «Московская электронная школа», для того чтобы большое количество исследователей получили возможность присоединиться к процессу анализа. Также мне кажется интересной идея о возможной грантовой поддержке подобных инициатив со стороны Правительства Москвы через организацию конкурсов и хакатонов для команд-разработчиков.
Уверен, что в ближайшем будущем мы получим ответ для образовательной сферы на немного перефразированный вопрос классика русской литературы: что день грядущий нам готовит? И ответить на него нам поможет активно развивающееся направление Data Science.

Сергей КАРАЕВ,
заведующий сектором информатизации школы №1002