Изучать чужое и делиться своим
«Что у вас сейчас происходит?» - спрашиваю я директора. После конкурса прошло чуть больше полугода. Было над чем и когда поразмышлять... Светлана Валерьевна отвечает не задумываясь: «Накопление опыта, самоанализ и осознание своего места в системе образования. Участие в таком конкурсе - это ценная практика для обычной городской общеобразовательной школы. Это итог работы и своего рода проверка на прочность для всего школьного коллектива».
Нет, Светлана Валерьевна и раньше знала, что вокруг нее команда единомышленников - сложившийся коллектив с большими традициями, но их умение объединиться - всем разом, ради одного дела - в полной мере ощутила именно теперь. Решение рассказать о слагаемых успешной работы школы созрело в коллективе после августовского педагогического совета «Успешная школа, или Действуем в интересах детей»: мысли, озвученные на общем собрании педагогов, хорошо легли на тему конкурсных испытаний 2017 года. Описали технологию достижения успеха, завоевали симпатии жюри на заочном этапе, а в декабре поехали в Москву - делиться рецептом успешной школы. Всего пять человек, как и указано в положении, а остальные остались - все вместе смотрели прямую трансляцию конкурсных испытаний, переживали за своих и изучали опыт соперников...
Хотя какие здесь соперники? Все, можно сказать, только выиграли, потому что нашли друг друга. Так, Липецк подружился с Оренбургом, селом Ремонтным из Краснодарского края... А с подмосковной школой №2 города Голицыно вообще ощутили себя сестрами-близнецами: миссия школы, идейное наполнение - все оказалось удивительно похоже!
На конкурс липецкая школа приехала со своими «золотыми правилами» успеха, домой уехала с новыми идеями и желанием воплощать их в работе. А еще убедилась в реальности того, что казалось недостижимо для «обычной» городской школы, - в возможности построить свою эффективную модель успешной школы. Поэтому, уверенно заявляет Светлана Бедрова, в будущее ее команда смотрит с удвоенным оптимизмом: «Главное, что я поняла - надо обязательно выезжать: администрации, педагогам и ученикам. На курсы, различные конкурсы. В уже реализованных планах выезды в Казань, Санкт-Петербург, Москву, в ближайших планах - бардовский слет, изучение опыта работы по ФГОС среднего общего образования Калининградских школ».

И танцуют, и фехтуют...
«Моя команда - это очень разные люди, но они отлично друг друга дополняют, - рассуждает Светлана Бедрова о педагогическом коллективе своей школы. - У каждого свой путь к мастерству, свое жизненное кредо и свой ключ, подобрав который я могу поддерживать их мотивацию. Когда же я сама загораюсь каким-то новым делом, увлекаюсь новыми проектами, моя команда сразу дает мне и перспективное видение, и оценку возможности эти проекты реализовать. Моя команда - это в определенном смысле моя крепость».
Есть в школе педагоги, стаж которых исчисляется еще с 70-х... молодежь удивленно может качать головой. Да, существуют еще такие преданные профессии люди. И директор честно признается, что очень за них держится. Это еще те учителя, старой советской школы, сегодня они не только практики, но и наставники для тех, кто только начинает свой педагогический путь.
Молодежь тоже стремится в 51-ю. Приходят и выпускники, каждый со своими планами и замыслами. Дмитрий Бредихин пришел с идеей танцевального клуба - и сегодня «Кристалл» пользуется большой популярностью не только в микрорайоне. Юрий Пресняков предложил вообще нечто небывалое для школы - фехтовальный клуб. Так появилась «Рапира». Так что теперь помимо шахмат и футбола, весьма популярного в области и до Мундиаля, в «обычной» городской школе №51 еще и танцуют, и фехтуют.
«Я всячески поддерживаю эти начинания, потому что иначе молодых учителей в школе не удержишь, - делится секретом директор. - Нужно дать им возможность реализовать себя и сделать это полезным для школы».
Именно такой сплав опыта, который уверен и спокоен, и молодости, которая искрится, и дает результат.
Молодых специалистов в школе сегодня 20%. Средний возраст коллектива - 46 лет. Это даже меньше, чем в среднем по стране. Конечно, бывают и сложности, и непонимание. И с коллективом, и с родителями. Здесь директор поясняет особо: вокруг школы большой микрорайон с очень сложным и пестрым контингентом. Поэтому у «обычной» 51-й особая миссия - быть центром единого образовательного пространства всего микрорайона.
Естественно, что в такой ситуации нужно сделать так, чтобы полноценная и интересная жизнь была не только у детей, но и у их пап и мам. Первый шаг - запуск студии масляной живописи для взрослых - уже сделан. Да и в «Кристалле» появился педагог, который готов вести танцевальные занятия со взрослыми... Кто знает, может, для кого-то из местных мам и пап это станет неожиданным воплощением детской мечты.

Индивидуальный план свободы
Школа №51 - школа полного цикла, здесь есть собственный детский сад с тремя полноценными группами. На конец 2017-2018 учебного года в 51-й числилось 1600 учащихся и воспитанников. И для каждого удавалось найти занятие по душе: в школе более 50 кружков и секций - какие-то ведут сами, какие-то - на сетевой основе. Такое большое количество вариантов допобразования стало возможным, потому что была решена проблема, которая сегодня на повестке дня по всей стране, - в школе №51 нет второй смены.
В старшей школе во главе угла также принципы разнообразия и свободы выбора. С 2009 года организовано обучение по индивидуальным учебным планам - каждый ученик может создать свой набор нужных ему дисциплин и изучать их в «продвинутом» варианте. Сегодня в школе готовы предложить обучение по 10 профильным предметам в их различных комбинациях. Главное - выбрать те, которые интересны и могут пригодиться в будущей профессии.
На протяжении последних нескольких лет наибольшей популярностью пользуются профильные обществознание и право в сочетании с математикой, историей и английским языком - очевидный набор для будущих экономистов и юристов. О качестве преподавания в школе этих профильных дисциплин говорит следующий факт: в 2015 году 51-я вошла в Топ-100 школ России по предметам социально-экономического профиля.
В числе популярных профильных направлений здесь также «биология-химия», поскольку у школы есть связи с Рязанским государственным медицинским университетом имени академика И.П.Павлова. Этот профиль набирается со всего города. У ребят есть возможность побывать на сессиях в самом университете - посетить университетский музей, послушать лекции ведущих преподавателей вуза, показать свои знания на практических занятиях.
«Надеюсь, что в новом учебном году мы организуем для ребят профессиональные пробы, - рассказывает о своих планах директор. - Тогда они хотя бы на несколько дней смогут окунуться в профессиональную деятельность предприятий нашего региона, лучше понять себя и оценить свой профессиональный выбор».
Идет время... Меняются взрослые, меняются дети. И школа тоже не может не меняться. Но что менять? Как? Часы в кабинете директора липецкой школы №51 Светланы Бедровой те же, что и одиннадцать лет назад, но изменилось ее отношение ко времени: надо жить не сегодняшним днем, а перспективами развития. Только тогда можно обмануть время и заглянуть в будущее!

Только на сайте «УГ»

Об опыте достижения успеха липецкой школы №51 читайте в рубрике «Технологии «Успешной школы»: www.ug.ru/method_category/243.